Постановление Администрации г. Новочеркасска от 21.10.2013 N 1940 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2014-2016 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. № 1940

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА НА 2014-2016 ГОДЫ

В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 № 553 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы", ст. 25 Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", утвержденного решением Городской Думы от 07.09.2007 № 286, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города, постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2014-2016 годы (приложение).
2. Заместителю главы Администрации города - начальнику Финансового управления Гайдиной В.М., заместителям главы Администрации города по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта бюджета города с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах и на основе основных направлений бюджетной и налоговой политики города Новочеркасска на 2014-2016 годы.
3. Информационно-аналитическому сектору Администрации города (Лобода Т.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости" и разместить на официальном сайте Администрации города.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Сляднева Л.В. и первого заместителя главы Администрации города Синюгина В.В.

Мэр города
В.В.КИРГИНЦЕВ





Приложение
к постановлению
Администрации города
от 21.10.2013 № 1940

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА НА 2014-2016 ГОДЫ

Настоящие основные направления сформированы на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13.06.2013, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 № 553.

1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики

Бюджетная политика, проводимая Администрацией города, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития, в числе основных - улучшение условий жизни населения города и достижение устойчивых темпов экономического роста.
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей бюджета города относительно уровня 2011 года.
Исполнение бюджета города Новочеркасска (далее - местный бюджет) за 2012 год составило: по доходам - 2843,2 млн. рублей и по расходам - 2985,5 млн. рублей, что на 10,3%, или на 265,3 млн. рублей выше показателей 2011 года по доходам и на 15,3%, или на 396,2 млн. рублей - по расходам. По результатам исполнения местного бюджета сложился дефицит 142,3 млн. рублей, размер которого не превысил ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основные доходные источники местного бюджета - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 1319,0 млн. рублей, или 46,4% всех поступлений в местный бюджет. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 27,4 млн. рублей.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы составили 1589,1 млн. рублей, что на 212,5 млн. рублей выше поступлений 2011 года.
Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам местного бюджета отсутствует.
Муниципальный долг города Новочеркасска составил 11,8% от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере расходов местного бюджета приоритетом являлось обеспечение населения муниципальными услугами социальной сферы.
На эти цели направлено 2398,2 млн. рублей, что на 19,3% выше показателя 2011 года. Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение составили 80,3% всех расходов местного бюджета.
Местный бюджет исполнен преимущественно на основе программно-целевого метода планирования.
В 2012 году в городе было принято и реализовано 35 городских долгосрочных и ведомственных целевых программ. Финансирование из местного бюджета осуществлялось по 33 городским программам и 2 региональным программам. В рамках программ запланировано 2894,8 млн. рублей, или 91,7% от общей суммы плановых ассигнований, по фактическому исполнению расходы, финансируемые в рамках программ, составили 2732,9 млн. рублей, или 91,5% от кассовых расходов за 2012 год. Общий объем финансирования по муниципальным программам составил 94,5% от уточненного плана по программным мероприятиям.
В 2012 году началась реализация майских Указов Президента Российской Федерации. С 1 сентября 2012 года в соответствии с постановлением Администрации города от 15.08.2012 № 1850 "О повышении заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений города Новочеркасска и об увеличении должностных окладов, ставок заработной платы работников муниципальных учреждений, технического и обслуживающего персонала органов местного самоуправления" на 30 процентов увеличены размеры должностных окладов отдельным категориям работников бюджетного сектора экономики. С 1 октября 2012 года обеспечено повышение заработной платы остальным работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы на 6%. С 1 декабря 2012 года заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений была доведена до средней по экономике региона.
В полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В новом статусе начали осуществлять деятельность 104 бюджетных учреждения. Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления муниципальных и государственных услуг населению.
При поддержке федерального бюджета, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продолжены крупномасштабные мероприятия по модернизации здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства.
В целях повышения эффективности поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также сокращения недоимки в местный бюджет продолжалась реализация Плана мероприятий Администрации города по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в местный бюджет.
Была продолжена реализация Плана мероприятий по увеличению доходов местного бюджета и повышению эффективности налогового администрирования, утвержденного Мэром города.
Проведена оценка эффективности налоговых льгот, установленных решениями Городской Думы по местным налогам. По результатам проведенной оценки по итогам 2012 года установленные налоговые льготы имели высокую социальную эффективность, что подтверждает эффективность принимаемых мер налогового стимулирования на местном уровне.
С 1 января 2013 года на территории Ростовской области введена патентная система налогообложения. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в полном объеме поступает в местный бюджет.
Завершена реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в городе Новочеркасске на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации города от 01.12.2010 № 2612. В январе 2013 года подведены ее итоги и сформирован отчет о ее реализации.
С 1 января 2013 года обеспечен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 года муниципальных программ подготовлены изменения в решение Городской Думы от 07.09.2007 № 286 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в городе Новочеркасске", подготовлена необходимая нормативная база для формирования местного бюджета на очередной трехлетний период 2014-2016 годов в программном формате.
В 1 полугодии 2013 года разработаны "дорожные карты" изменений в социальной сфере.
Вместе с тем дальнейшее развитие бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на территории города, и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, в числе которых:
обеспечение в полной мере приоритезации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемой на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;
повышение темпов роста качества предоставления муниципальных и государственных услуг;
внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию;
В связи с этим все ранее поставленные цели не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты.

2. Основные цели и задачи бюджетной
и налоговой политики на 2014-2016 годы

Основными целями, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства, выполнение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации.
Достижению данных целей будут способствовать развитие стратегического планирования, укрепление налогового потенциала города, формирование и исполнение местного бюджета на основе муниципальных программ, строгое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов, эффективное использование бюджетных ресурсов.

2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы.
Развитие программно-целевых методов управления

В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности необходимы разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития города и Бюджетной стратегии города на период до 2030 года. Разработка данных документов должна быть осуществлена уже для формирования следующего трехлетнего бюджета на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных документах.
Стратегия должна содержать ориентиры по ресурсному обеспечению муниципальных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности.
Основными инструментами достижения целей бюджетной и налоговой политики города в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города на период до 2020 года, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования будут муниципальные программы. Они станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Бюджетные расходы на непрограммные направления деятельности органов местного самоуправления должны быть финансово и экономически обоснованы, удельный вес в бюджете незначителен.
В 2014-2016 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга города Новочеркасска и дефицита местного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.
Укрепление налогового потенциала города Новочеркасска, максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов позволят сохранить городу статус самообеспеченного муниципалитета.

2.2. Совершенствование налоговой политики

Основные цели налоговой политики города - поддержка инвестиционной деятельности, повышение предпринимательской активности, создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
Важным направлением реализации налоговой политики до 2018 года является совершенствование налогообложения недвижимого имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций. Концепция перехода будет осуществлена с учетом подходов и задач, предусмотренных в аналогичных федеральных документах. Переходный период предполагает постепенное введение налога на недвижимое имущество физических лиц по мере готовности муниципальных образований к его введению.
В связи с вступлением в действие с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение оценки применения ее на территории города.
Будет продолжена ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления налоговых льгот, а также приняты меры по отмене при их неэффективности.
Расширение налогового потенциала города предусматривается за счет принимаемых мер по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет.
Продолжится практика ведения мониторинга изменений федерального налогового законодательства и внесение соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.
Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов местного бюджета и снижением недоимки.

2.3. Приоритеты бюджетных расходов

Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться улучшение условий жизни населения города, адресное решение социальных проблем, предоставление качественных муниципальных и государственных услуг на основе целей и задач, определенных Указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития города на период до 2020 года.
Продолжится реализация Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы Президента Российской Федерации), в том числе по повышению заработной платы работникам бюджетного сектора экономики. На эти цели в первоочередном порядке будут направлены ресурсы, высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов местного бюджета.
Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества предоставляемых муниципальных услуг.
Кроме достижения целевых показателей по оплате труда в рамках "дорожных карт" изменений в социальной сфере, планируется реализация модернизационных мер.
Начиная с 2014 года в состав целевых показателей вновь принимаемых муниципальных программ предусматривается включать основные параметры муниципального задания.
В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг планируется переход к формированию муниципального задания на предоставление муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. На федеральном уровне предусмотрено законодательное закрепление за федеральными органами исполнительной власти функций по утверждению единых базовых перечней предоставляемых государственных и муниципальных услуг и работ по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Продолжатся мероприятия по развитию дорожного комплекса города Новочеркасска, модернизации коммунального хозяйства, газификации и водоснабжению, созданию спортивных центров.
Начиная с 2014 года, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в городе должен быть создан муниципальный дорожный фонд, за счет средств которого будет осуществляться финансирование дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.
В сфере здравоохранения предусматривается увеличение расходов за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе ОМС.
Начиная с 2014 года на уровне областного бюджета будет обеспечиваться реализация дополнительных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, что обусловлено внесением изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и передачей этих расходных полномочий с местного на региональный уровень.

2.4. Повышение эффективности и оптимизация
структуры бюджетных расходов

Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Определение приоритета расходов в обязательном порядке предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде. Этому будет способствовать повышение ответственности и заинтересованности ответственных исполнителей муниципальных программ за достижение целей в сфере социально-экономического развития города.
В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств продолжится применение "бюджетных правил", которые предусматривались при формировании местного бюджета на 2013-2015 годы. При формировании базовых расходов местного бюджета будет учитываться наличие проектной (сметной) документации, положительное заключение экспертизы на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Для мобилизации ресурсов будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетных расходов за счет повышения эффективности расходов и их концентрации на приоритетных задачах, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации.
Основными резервами повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
При формировании местного бюджета на 2014-2016 годы предусматривается сокращение на 5 процентов расходов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (за исключением финансового обеспечения муниципальных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями), субсидий юридическим лицам (кроме субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, на обслуживание муниципального долга, бюджетных ассигнований дорожного фонда).
Средства на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации предусматриваются исходя из прогнозных данных о среднемесячной заработной плате по Ростовской области на 2014-2016 годы, при условии изыскания до 1/3 необходимых средств за счет повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений (учет демографического фактора и численности обучающихся, ограничение фонда оплаты труда прочего персонала и т.д.), реорганизации неэффективных муниципальных учреждений и оптимизации мероприятий.
Повышение оплаты труда медицинским работникам планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности.
При формировании местного бюджета на 2014-2016 годы будут уточнены объемы принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, учтена оптимизация расходов в соответствии с "дорожными картами" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений.
Продолжится оптимизация расходов по содержанию органов местного самоуправления на основе нормирования управленческих расходов в части материальных затрат.
В условиях формирования программного бюджета расходы на содержание отраслевых (функциональных) органов Администрации города, являющихся ответственными исполнителями муниципальных программ, будут включены в муниципальные программы города Новочеркасска. Расходы на содержание иных отраслевых (функциональных) органов Администрации города могут отражаться в муниципальных программах, в которых отражаются мероприятия этих органов.

2.5. Повышение прозрачности и открытости
бюджетного процесса

В целях модернизации бюджетного процесса Ростовской области с 2014 года будет внедряться современная автоматизированная система управления государственными финансами, которая за счет использования современных телекоммуникационных технологий позволит объединить в единое информационное пространство всех участников бюджетного процесса Ростовской области, в том числе и города Новочеркасска.
Наряду с формированием и исполнением местного бюджета в программном формате, внедрение этой системы предоставит гражданам возможность получения в доступной и наглядной форме информации о параметрах местного бюджета, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Обеспечению открытости и подконтрольности бюджетного процесса будет способствовать проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета, отчету о его исполнении, а также о наиболее крупных муниципальных закупках.
В целях информирования населения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет регулярно размещаться и обновляться информация о принятии и исполнении местного бюджета в понятной для граждан информативной и компактной форме. Это позволит им составить представление и получать актуальную и достоверную информацию о направлениях расходования бюджетных средств, целевом их использовании.

2.6. Развитие и повышение эффективности
муниципального финансового контроля

В текущем году и среднесрочной перспективе получит дальнейшее развитие система муниципального финансового контроля.
В связи с внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" основными направлениями развития в этой сфере станут разграничение и уточнение полномочий органов местного самоуправления, в том числе:
проведение финансовым органом санкционирования оплаты каждого денежного обязательства получателей бюджетных средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств, и проверки на всех этапах осуществления закупок соответствия информации о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в документах;
осуществление органом муниципального финансового контроля (должностными лицами) полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, осуществление контроля за соблюдением законодательства при составлении и исполнении бюджета в отношении расходов, связанных с закупками, установление достоверности учета таких расходов;
осуществление главными распорядителями бюджетных средств контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления, исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем и подведомственными ему получателями бюджетных средств.
Вместе с тем при организации этой работы необходимо исключить возможное дублирование контрольных функций между всеми органами финансового контроля.
Главная задача этой работы - организация действенного, компетентного и всеобъемлющего контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях повышения качества управления муниципальными финансами и результативности муниципальных программ города Новочеркасска.

Управляющий делами
Администрации города
А.В.ДЕМЧЕНКО


------------------------------------------------------------------