По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда РО от 18.11.2013 по делу N А53-17506/13 <Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. по делу № А53-17506/13
Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Паутовой Л.Н., судей Чернышевой И.В., Бондарчук Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" ИНН 6168011388 ОГРН 1066168062212 к Региональной службе по тарифам Ростовской области о признании недействующим нормативного правового акта - постановления № 13/2 от 28.05.2013 в части
лицо, участвующее в деле: прокурор Ростовской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представители Руссу И.В. (доверенность от 01.08.2013), Харитонов С.В. (доверенность от 01.10.2013)
от РСТ РО: главный специалист отдела регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Ежова Е.П. (доверенность от 20.09.2013), начальник отдела правовой работы управления экономического анализа и контрольно-правовой работы Варламова А.В. (доверенность от 05.02.2013)
представитель прокуратуры РО: прокурор отдела Стрельцов Е.М. (сл.уд.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ А" (далее - ООО "Управляющая организация ЖКХ А", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ по РО) от 28.05.2013 № 13/2.
Представитель заявителя в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил уточнения к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, просит признать недействующим п. 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 в части применения расчетного метода как не соответствующего пунктам 21, 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; признать недействующим Приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, как не соответствующего пунктам 21, 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области считают требования ООО "Управляющая организация ЖКХ А" не подлежащими удовлетворению, а примененный при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды расчетный метод обоснованным.
Прокурор Ростовской области вступил в дело в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил заключение на заявление ООО "Управляющая организация ЖКХ А", в котором делает вывод о том, что Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" не противоречит действующему законодательству, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется; в удовлетворении требований заявителя просит отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
ООО "Управляющая организация ЖКХ А" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Азове на основании договоров управления, утвержденными и заключенными по инициативе собственников жилых и нежилых помещений и в соответствии с Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по холодному и горячему водоснабжению.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области. В соответствии с п. 1 постановление вступает в силу с 1 июня 2013 г. на территории Ростовской области и является действующим на момент подачи настоящего заявления.
Полагая, что установленный приложением № 1 к постановлению РСТ РО от 28.05.2013 № 13/2 норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равный 0,02 куб. метра на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, рассчитан с нарушением законодательства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Доводы заявителя заключаются в том, что РСТ РО неправильно применила при установлении нормативов потребления расчетный метод, а не метод аналогов. Следовательно, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" не соответствует Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила). Применив метод аналогов, заявитель представил расчет норматива средних общедомовых нужд по холодному и горячему водоснабжению по 7 многоквартирным домам в г. Азове, который составил: 0,27 .
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" дал следующие разъяснения:
По смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим (п. 6.1).
Проверяя соответствие оспариваемого акта установленным требованиям к форме акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, арбитражным судам необходимо руководствоваться следующим.
При проверке заявления по существу арбитражный суд не вправе ограничиваться формальным установлением того, соблюдены ли порядок и форма принятия оспариваемого акта, кому адресован такой акт, прошел ли он государственную регистрацию, опубликован ли в установленном порядке, а должен выяснить, содержит ли оспариваемый акт положения нормативного характера (п. 6.2).
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 193, частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения тем нормативным правовым актам, которые указаны в заявлении. Если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд придет к выводу о том, что оспариваемый акт противоречит иному нормативному правовому акту, не указанному заявителем, то он по этому основанию признает оспоренный акт недействующим.
Если нормативный правовой акт большей юридической силы, на соответствие которому проверяется оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельное положение, содержит требование экономической обоснованности оспариваемого акта либо иные требования к основаниям его принятия, арбитражный суд осуществляет проверку соответствия оспариваемого акта или его отдельных положений, в том числе названным требованиям (п. 6.3).
Выполняя требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные в главе 23, суд установил, что постановление является нормативным правовым актом ввиду следующего.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
РСТ РО осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных "Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области", утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 20 (далее - Положение), в соответствии с которым РСТ РО является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения, на основании и во исполнение действующего законодательства РСТ РО самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 2.1.5 Положения, РСТ РО устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
Оспариваемым постановлением РСТ РО установлены и введены в действие с 1 июня 2013 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области (далее - нормативы), рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Наше время" № 255 от 05.06.2013.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила), п. 2.1.5 Положения РСТ РО устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
Таким образом, установление нормативов относится к полномочиям РСТ РО и принятие оспариваемого постановления от 28.05.2013 № 13/2 находится в рамках компетенции РСТ.
Проанализировав положения указанных заявителем нормативных правовых актов, суд пришел к выводу о том, что п. 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 в части применения расчетного метода и Приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, соответствуют Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Доводы ООО "Управляющая организация ЖКХ А" о неправомерности применения РСТ РО расчетного метода определения объема расхода потребления ресурса на общедомовые нужды, положенные в основу требований о признании недействующим нормативного правового акта, судом не принимаются в связи со следующим.
В соответствии ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 3 Правил, п. 2.1.5 Положения РСТ РО устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию регламентированы Правилами.
Согласно Правилам установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В силу п. 11, 12 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 21).
Согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 16 Правил, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением РСТ РО от 24.08.2012 № 29/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования "Город Азов Ростовской области" были установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "Город Азов" Ростовской области.
Нормативы потребления по холодному водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в мес.) составили (в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда) - от 0,019 до 0,133; нормативы потребления по горячему водоснабжению (куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в мес.) составили 0,035.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344) были внесены изменения в Правила.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июня 2013 года необходимо обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными вышеуказанным постановлением.
РСТ РО в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 было принято постановление от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области".
Согласно пунктам 1, 2 указанного постановления РСТ РО установлены и введены в действие с 1 июня 2013 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области:
нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определены в размере 0,02.
Согласно пункту 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской шли от 28.05.2013 № 13/2 установленные нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Обосновывая законность применения расчетного метода, РСТ РО ссылается на следующее.
В соответствии с п. 21 Правил, метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Согласно п. 31 Правил, определение нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Пунктами 37, 38 Правил регламентировано, что показания приборов учета снимаются:
а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода;
б) в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода;
в) в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября;
г) в отношении газоснабжения (на приготовление пищи, подогрев воды и отопление) - в течение 1 года ежемесячно.
При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются:
а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг;
б) адрес многоквартирного дома или жилого дома;
в) число проживающих жителей;
г) количество квартир;
д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома;
е) дата и время снятия показаний приборов учета;
ж) количество этажей;
з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа.
Невозможность применения РСТ РО метода аналогов при расчете нормативов коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных абзацем а) пункта 37, абзацем а) пункта 38 Правил.
Согласно п. 14 Правил, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Эти случаи указаны в п. 16 Правил:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила, в том числе в части определения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды, и установлен срок органам государственной власти субъектов Российской Федерации для приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными вышеуказанным Постановлением, до 1 июня 2013 года.
Таким образом, РСТ РО по объективным причинам не имела возможности определить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды методом аналогов. В установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 срок для пересмотра нормативов (до 1 июня 2013 года) невозможно было получить данные, необходимые для расчета нормативов методом аналогов.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода с использованием формул, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344, в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Для расчета нормативов потребления использованы исходные данные, представленные органами местного самоуправления, содержащие информацию о количестве многоквартирных домов (далее - МКД), находящихся на территории муниципального образования, количестве жителей, проживающих в МКД и площади мест общего пользования в МКД.
Расчет норматива потребления () (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) выполнен РСТ по РО в соответствии с требованием п. 27 приложения к Правилам и определяется по следующей формуле:
(формула 26) = 0,09 х К / ,
где: 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
К - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о наличии у РСТ РО объективных обстоятельств для применения расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг, и невозможности применения метода аналогов.
Прокурор Ростовской области в заключении по нормативному правовому акту, оспариваемому ООО "Управляющая организация ЖКХ А", указал следующее.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" определен порядок организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации.
В частности, в соответствии с пунктом 6.1 Приказа на прокуратуры субъектов Российской Федерации возложено ряд задач в данной сфере правоотношений, в том числе, изучение проектов нормативных правовых актов, подготовки и направления замечаний и предложений (заключений) в случае несоответствия проектов нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники.
Изучением проекта постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области установлено, что оно не противоречит действующему законодательству. Замечания по проекту указанного постановления отсутствуют.
Пункты 21 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к данным Правилам № 306, которая заявителем не оспаривается.
Условием применения метода аналогов является соответствие технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом правило о включении в состав нормативов потребления, определяемых с применением данного метода, только обоснованных потерь во внутридомовых инженерных системах исключает вывод о нарушении прав потребителей коммунальных услуг. Отсутствуют основания и для вывода о нарушении прав организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, поскольку в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений.
Согласно пункту 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
Доводы заявителя о целесообразности установления нормативов для каждого дома не могут являться основанием для признания постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" недействующим.
Таким образом, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" не противоречит действующему законодательству, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако заявителем доказательств нарушения оспариваемыми п. 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 и приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать пункт 2 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" в части применения расчетного метода и приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды равной 0,02 куб. метра на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, соответствующими Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В удовлетворении заявленных требований о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.05.2013 № 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области" в оспариваемой части отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через суд, вынесший решение.
Председательствующий судья
Л.Н.ПАУТОВА
Судьи
И.В.ЧЕРНЫШЕВА
Е.В.БОНДАРЧУК
------------------------------------------------------------------