Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 27.03.2013 N 325 "Об утверждении комплексной программы развития отрасли "Защита населения и территорий города Ростова-на-Дону от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. № 325

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
"ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА" ДО 2025 ГОДА

В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 13.08.2012 № 661 "О разработке и реализации комплексных программ развития отраслей экономики города Ростова-на-Дону" постановляю:
1. Утвердить комплексную программу развития отрасли "Защита населения и территорий города Ростова-на-Дону от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" до 2025 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление подлежит публикации в городской газете "Ростов официальный".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города В.Г. Шумеева.

Мэр
(глава Администрации) города
М.А.ЧЕРНЫШЕВ
Постановление вносит
МКУ "Управление по делам
ГОиЧС" города





Приложение
к постановлению
Администрации города
от 27.03.2013 № 325

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА" ДО 2025 ГОДА

Введение

Настоящая Программа разработана на основании постановления Администрации города от 13.08.2012 № 661 "О разработке и реализации комплексных программ развития отраслей экономики города Ростова-на-Дону" с учетом положений "Стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года", "Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р.
В соответствии со "Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года" город Ростов-на-Дону входит в зону опережающего роста, в связи с этим на территории города осуществляются основные крупные инвестиционные проекты. Город интенсивно развивается. Ведется строительство нового жилого массива в районе Левенцовки, вводятся в эксплуатацию новые промышленные объекты. Реализуются проекты строительства новых водозаборных и водопроводных очистных сооружений, реконструируются общегородские инженерные сооружения и объекты коммунальной инфраструктуры. Завершено строительство мостового перехода через реку Дон в створе ул. Сиверса. Планируется строительство метрополитена, спортивного комплекса с разветвленной инфраструктурой к Чемпионату мира по футболу (2018 год).
Программа социально-экономического развития города определяет основные направления деятельности, обеспечивающие повышение качества жизни населения города, на основе динамичного и устойчивого функционирования экономики и повышения эффективности муниципального управления.
Программные мероприятия Стратегического плана социально-экономического развития города направлены на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, предупреждение возникновения природных чрезвычайных ситуаций, сохранение природных комплексов.
Одной из основных задач, обеспечивающих достижение главной цели, является дальнейшее развитие и повышение надежности систем жизнеобеспечения жителей города.
Сегодня обеспечение безопасности граждан является одной из важных и актуальных задач органов местного самоуправления. Решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера призваны городское и районные звенья областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), созданные на базе Администрации города, ее отраслевых и территориальных органов, учреждений и предприятий города всех форм собственности.
В состав единой системы входят следующие органы управления: комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности города и организаций (далее - КЧС и ПБ), МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" города (далее - Управление), Единая дежурная диспетчерская служба (далее - ЕДДС), дежурные диспетчерские службы районов и организаций (далее - ДДС), МБУ "Защита и безопасность", а также силы и средства, основу которых составляют силы постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Главной составляющей сил постоянной готовности являются профессиональные аварийно-спасательные службы, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций разработан и осуществляется комплекс мероприятий, включающий в себя:
- создание и поддержание в готовности сил и средств экстренного реагирования, нештатных аварийно-спасательных формирований;
- организацию обмена информацией между органами управления городского звена единой системы;
- обучение населения действиям в условиях чрезвычайной ситуации;
- обеспечение оповещения населения, поддержание автоматизированной централизованной системы оповещения в работоспособном состоянии;
- мероприятия антитеррористической направленности;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
- противопаводковые и другие мероприятия.
При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций основная задача единой системы - организация мероприятий жизнеобеспечения пострадавшего населения, уменьшение материального ущерба.
За год в городе фиксируется около четырех тысяч происшествий и предпосылок к чрезвычайным ситуациям, специалистами дежурных смен ЕДДС от населения и организаций города принимается около 300 тысяч сообщений, по каждому из которых принимается решение на выполнение работ, организацию взаимодействия с городскими службами, оказывается консультативная, специализированная психологическая помощь.

А. Краткая характеристика города Ростова-на-Дону

Город Ростов-на-Дону является крупным индустриально-промышленным центром Южного федерального округа, важным звеном в системе производственных связей национальной экономики, крупным транспортным узлом. Ключевую роль в экономическом потенциале играет обрабатывающая промышленность, главные отрасли которой - машиностроение, пищевая, легкая, химическая.
В городе зарегистрировано около 47 тысяч предприятий и организаций всех отраслей экономики и форм собственности, в том числе более 200 крупных промышленных предприятий.
Город занимает территорию площадью 348,5 кв. км с населением более одного миллиона человек.
Через территорию города проходят шесть железнодорожных направлений. Проезд через реку Дон обеспечивают 3 железнодорожных и 3 автомобильных моста. Имеются речной порт, военный аэродром и пассажирский аэропорт.
Водоснабжение города осуществляется от стационарных водозаборов. Протяженность уличных водопроводных сетей - более 1500 км.
Протяженность уличных канализационных сетей составляет более 600 км.
Газоснабжение города осуществляется от магистральных газопроводов, находящихся за пределами плановой застройки города. Протяженность уличных газовых сетей составляет более 300 км.

Б. Краткая оценка возможной обстановки на территории
города при возникновении чрезвычайных ситуаций

Возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера
на территории города

Наибольшую угрозу для жизни населения представляют химически опасные объекты. Основными агрессивными веществами, используемыми в производстве, являются хлор, аммиак, серная и соляная кислоты.
В опасных зонах вблизи химически опасных объектов (далее - ХОО) проживает до 20% населения города, на них работает около 5 тысяч человек, а на объектах, расположенных в трехкилометровой зоне от них, до 70 тысяч человек.
В городе возможны аварии на транспорте при перевозке аварийно-химически опасных веществ (далее - АХОВ), взрыво- и пожароопасных веществ.
Внезапное разрушение плотины Цимлянского водохранилища может вызвать возникновение волны от прорыва плотины до устья реки Дон.
Потенциальную опасность представляют аварии на Волгодонской АЭС (Ростовская область), Нововоронежской АЭС (Воронежская область) с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ.
Опасность для жителей города представляет изношенность жилого фонда (это дома 1900-1965 годов постройки), аварийные здания и сооружения.
Реальную угрозу представляют оползневые процессы в районе поселка Александровка.
Вследствие техногенного подъема грунтовых вод создалась угроза подтопления территории города. При занимаемой общей площади городом 35 тыс. га, в т.ч. площадь застроенной территории 14 тыс. га - площадь 6 тыс. га требует защиты от подтопления (строительство дренажей, дождевых коллекторов, расчистка русел естественных водотоков и их обустройство).

Прогнозируемые чрезвычайные ситуации природного характера
на территории города

Из стихийных бедствий (на основании многолетних наблюдений) на территории города следует ожидать:
- ураганные ветры (повторяемость ураганов при скорости более 20 м/сек и более - примерно 1 раз в 5 лет). При этом возможны повреждения кровли зданий, опор ЛЭП, электрических и воздушных линий, контактных сетей, образование завалов из деревьев, возникновение нагонной волны и резкого изменения уровня реки Дон (за последние 30 лет случалось 5 раз). Это приводит к затоплению части территории города, нарушению водоснабжения, электроснабжения;
- сильные ливни - наблюдаются летом. При шквалах, сильном ветре поднимается уровень реки Темерник, что приводит к затоплению части территории Ворошиловского, Октябрьского, Железнодорожного районов, а также низменных участков вдоль ручья Безымянный (Ворошиловский, Октябрьский, Железнодорожный районы) и ручья Кизитеринка (Первомайский, Пролетарский районы);
- сильные метели и снегопад (при скорости ветра 15 м/сек и более, продолжительностью свыше 12 часов);
- сильный гололед (при толщине отложений более 20 мм). Повторяемость - 5 случаев за 30 лет. Основные последствия: обрывы линий связи, ЛЭП, под тяжестью отложений ломаются деревья. Нередко этому сопутствует гололедица. Все это приводит к ухудшению движения на основных магистралях города, отключению света, отопления, водоснабжения, газоснабжения.

В. Характеристика имеющихся на территории города
спасательных сил (сил экстренного реагирования),
привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Опыт показывает, что городу нужны спасательные силы, способные самостоятельно решать первоочередные задачи ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение первых трех суток, до наращивания сил и средств за счет городских служб, объектов экономики. В городе имеется одно профессиональное аварийно-спасательное формирование, это - Поисково-спасательная служба Управления (далее - ПСС), которая аттестована на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
За год спасатели ПСС выезжают для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в среднем около 1200 раз. В то же время в ЕДДС за год поступает около 6000 заявок, требующих участия спасателей. Обеспечить исполнение такого количества заявок при существующей численности и оснащенности ПСС не может.
Единая дежурная диспетчерская служба Управления играет ключевую роль в применении спасательных сил. Являясь органом повседневного управления городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, ЕДДС координирует деятельность существующих дежурных служб городского подчинения. Особенностью функционирования ЕДДС является то, что она, не нарушая традиционную работу первоочередных служб (01, 02, 03, 04, 05) и не подменяя их, организует обмен информацией и взаимодействие сил и средств различных ведомств, что способствует значительному сокращению времени реагирования всех необходимых служб на чрезвычайные ситуации и более эффективному использованию дежурных сил и средств города. ЕДДС осуществляет в круглосуточном режиме:
- сбор, обработку, обмен информацией между органами управления городского звена единой системы при обращении жителей города по социально-бытовым проблемам, угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в целях оперативного привлечения специализированных служб, сил постоянной готовности для проведения первоочередных и других неотложных работ;
- координацию действий дежурно-диспетчерских (дежурных) структур управления городским хозяйством, первоочередных служб, органов военного командования, администраций города и районов, сил постоянной готовности организаций, учреждений, объектов экономики города при возникновении и угрозе чрезвычайных ситуаций;
- организацию взаимодействия сил и средств, управление ими при локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций на административной территории города;
- контроль за ходом спасательных и других неотложных работ, их результатами, формирование оперативных групп для руководства их проведением при ухудшении обстановки на территории города;
- оказание психологической, медицинской и другой консультативной помощи гражданам в неординарных случаях и экстремальных ситуациях.
Определенную роль при раннем обнаружении предпосылок к чрезвычайным ситуациям и чрезвычайных ситуаций призвана играть Комплексная система видеонаблюдения "Безопасный город", видеокамеры которой установлены в местах массового пребывания людей и на основных автотранспортных магистралях города.
Таким образом, развитие городской инфраструктуры, создание новых производственных площадок, в то же время повышенный износ действующих предприятий, жилых, производственных и административных зданий, нестабильные климатические условия повышают риски аварий и чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем практика решения задач обеспечения жизнедеятельности населения города в критических ситуациях показывает, что существующая группировка спасательных сил города не соответствует реальным угрозам чрезвычайных ситуаций. При этом остаются нерешенными следующие проблемы:
1. Требуют своего решения вопросы совершенствования работы органов повседневного управления единой системы (ЕДДС).
Приоритетными направлениями развития и совершенствования органов повседневного управления являются:
- развитие автоматизированных систем и технологий управления, специального программного обеспечения, повышение уровня технической оснащенности;
- развитие единых технических требований к общему и специальному программному обеспечению управления, ведения баз и банков данных;
- развитие единой системы связи и оповещения на основе внедрения новых цифровых технологий;
- совершенствование технической оснащенности средствами связи и управления органов повседневного управления, поисково-спасательных формирований.
2. Актуальна проблема водоснабжения населения города в условиях чрезвычайных ситуаций и ограниченного водопользования.
В среднем за сутки происходит около 20 порывов на водопроводных сетях. При этом обеспечение населения обезвоженных домов водой производится путем подвоза ее водоналивным автотранспортом. Имеющейся на сегодняшний день в городе такой техники достаточно лишь в случаях незначительных аварий. Происходящие нарушения работы водозаборных сооружений из-за понижения уровня воды в реке Дон и образования шуги показывают, что город не застрахован от масштабных чрезвычайных ситуаций, обусловленных значительным нарушением централизованного водоснабжения, что в зимний период приводит к нарушениям работы теплоснабжающих организаций и соответственно к существенному нарушению условий жизнедеятельности населения.
Возможными вариантами решения этой проблемы являются:
А). Подвоз воды автоцистернами с наполнением последних питьевой водой из существующих источников питьевой воды, в том числе родников, вода которых может быть использована только после очистки. Для экстренного водоснабжения населения города в случае чрезвычайных ситуаций очистка воды может осуществляться с использованием мобильных водоочистных установок.
Первоочередное обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации, а также подвоз воды в условиях ограниченного водопользования возможно осуществлять специальным подразделением, которое оснащено двумя мобильными водоочистными установками и 5-6 водоналивными автоцистернами.
Б). Заключение контрактов с отсроченным сроком исполнения на поставку бутилированной питьевой воды для первоочередного обеспечения населения на случай чрезвычайной ситуации.
Управлением, согласно федеральному законодательству, ежегодно производится предварительный отбор организаций, осуществляющих поставку предметов первой необходимости продовольственной группы, включая бутилированную питьевую воду для жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций.
В случае остановки водозаборов из поверхностных вод резервных источников водоснабжения в городе нет.
По данным Департамента по недропользованию по ЮФО, на территории города зарезервированных или подготовленных для резервирования подземных источников водоснабжения также нет.
3. Не решены вопросы жизнеобеспечения населения, пострадавшего от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, особенно в зимнее время.
Для оперативного решения проблем жизнеобеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях необходимо создать запас оборудования и имущества, включая предметы первой необходимости, на 50 человек. Организовать контейнерный способ хранения имущества и его доставки к месту чрезвычайной ситуации.
4. Отсутствует система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Под мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций понимается:
- систематическая оценка рисков ЧС на основе реальных статистических данных за определенный предшествующий период;
- наблюдение за состоянием источников ЧС с целью получения данных для последующего прогноза возникновения источников ЧС;
- прогноз рисков ЧС на определенный прогнозный период времени, осуществляемый на основе полученных данных, т.е. реальных статистических данных за определенный прошедший период и результатов наблюдения и контроля за состоянием источников ЧС на момент осуществления прогноза.
Для решения этих задач необходимо аппаратное и программное внедрение системы мониторинга и автоматизированной системы информационного управления в кризисных ситуациях.
5. Существует проблема рисков энергетических аварий.
Следствием природных катаклизмов и техногенных аварий, как правило, являются аварии на системах электроснабжения. При этом обесточиваются не только предприятия, жилые дома, но и социально значимые объекты, в том числе лечебные учреждения, что может повлечь за собой человеческие жертвы.
Для решения этой проблемы необходимо обеспечить лечебные учреждения резервными источниками электроснабжения, а также создать службу энергетической безопасности, обладающей возможностью развернуть собственное мобильное электрогенерирующее оборудование в случае нарушения электроснабжения важнейших объектов городского хозяйства и социальной сферы.
6. Низкая культура безопасности жизнедеятельности населения.
Повышение уровня грамотности населения в условиях чрезвычайных ситуаций, обучение населения, формирование культуры безопасности жизнедеятельности - это ключевые звенья развития системы защиты населения. Решением этой проблемы должны заниматься все учебные заведения, все работодатели, курсы гражданской обороны Управления. Главная задача - подготовка населения к адекватному поведению и реагированию на ЧС.
Направления решения этой проблемы:
- обучение различных категорий населения способам защиты при возникновении ЧС природного, техногенного характера, а также опасностей при ведении военных действий и вследствие этих действий;
- организация проведения районных и городских соревнований в системе "Школа безопасности", "Юный спасатель", учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований;
- информационное обеспечение населения, что предполагает наличие надежных каналов поступления необходимой информации. Это могут быть электронные СМИ и специальные, в том числе средства оповещения, действующие непосредственно в условиях чрезвычайной ситуации.
7. Не полностью решен вопрос охвата профилактическими мероприятиями имеющихся на территории города опасных производственных объектов (далее - ОПО), которых на территории города около 1000.
Решить эту проблему можно только наращивая профессиональные силы экстренного реагирования, так как объем мероприятий при обслуживании опасных производственных объектов (ОПО) достаточно большой и включает в себя:
- оценку риска возникновения чрезвычайной ситуации на ОПО (выявление и идентификация возможных источников ЧС, оценка вероятности возникновения источников ЧС, прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территорию);
- изучение (рекогносцировка) ОПО;
- уточнение разработанных на ОПО документов, тренировка поисково-спасательных групп по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на ОПО;
- выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае аварии или чрезвычайной ситуации на ОПО.
8. Не прикрыты спасательными силами территории восточной части города, территория Левенцовского района. Актуальной становится задача прикрытия спасательными силами левобережной части города в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году и строительства в связи с этим большого спортивного комплекса с разветвленной административной и обеспечивающей инфраструктурой. Необходимо также учитывать, что левобережная незастроенная часть города представляет собой покрытую травянистой растительностью территорию, на которой в сухое время года периодически возникают ландшафтные пожары. А часть левого берега входит в областной охотничий заказник, где также в летне-весенний период возникают пожары.
Сегодня в Поисково-спасательной службе Управления два поисково-спасательных отряда (45 спасателей), дислоцирующихся в Советском и Октябрьском районах.
Расчетным нормативом обеспечения безопасности населения города в ЧС различного характера является 1 спасатель на 10 тысяч жителей. Исходя из численности населения г. Ростова-на-Дону и в целях обеспечения аварийно-спасательных работ, проведения инженерно-технических мероприятий в ЧС природного и техногенного характера в ПСС должно быть не менее 100 спасателей, 6-8 спасательных машин различного назначения, 4-6 специальных машин, 3-4 единицы инженерной техники (трактор-тягач, бульдозер, экскаватор и др.). Для размещения такого подразделения необходима база размещения спасательных формирований из условия не более 20-минутного доезда в любую точку города. Один из вариантов выполнения этого условия - это размещение структурных подразделений ПСС в 4 местах для перекрытия зонами ответственности всей территории города. Кроме того, для оперативной ликвидации возгораний сухой растительности на территории города и особенно на левом берегу Дона необходимо создание специализированного поисково-спасательного отряда.
9. Требуют решения вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
- организация выполнения первичных мер пожарной безопасности;
- обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров.
Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в перечень первичных мер пожарной безопасности, выполнение которых отнесено к вопросам местного значения городского округа, включена также разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Первичными мерами пожарной безопасности также является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров.
Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных пожарами, силами заинтересованных организаций города организована реализация комплекса первичных мер пожарной безопасности. Сроки их выполнения определены исходя из ежегодной статистики произошедших пожаров, практики выполнения мероприятий и планов работы заинтересованных учреждений и ведомств. Так, весной, летом и осенью проводятся профилактические мероприятия по предупреждению пожаров, обусловленных возгоранием сухой растительности и мусора, пожаров в городских лесах и парках, в местах летнего оздоровительного отдыха детей. Осенью и зимой - по предупреждению пожаров, обусловленных осенне-зимним периодом и новогодними праздниками.
Основными проблемами пожарной безопасности на территории города являются:
- наличие в городе незастроенных, неухоженных территорий, поросших камышом и сухой растительностью;
- несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны к месту пожаров по причинам возгораний сухой растительности, что приводит к масштабным ландшафтным пожарам;
- низкий уровень культуры безопасного проживания населения города;
- недостаточная материальная база для информирования населения о мерах пожарной безопасности;
- с учетом существующего уровня риска пожаров на территории города не хватает пожарной техники, многофункционального пожарно-технического оборудования и пожарного снаряжения.
За последние пять лет в Ростовской области произошло более 18 тысяч пожаров. При пожарах погибли более 1500 человек, травмы и ожоги различной степени получили более двух тысяч человек. Пожарами причинен прямой материальный ущерб в размере более 300 млн. рублей.
В городе Ростове-на-Дону за этот же период произошло более четырех тысяч пожаров, погибли более 200 человек, травмы и ожоги различной степени тяжести получили около 600 человек. Пожарами причинен прямой материальный ущерб в размере более 40 млн. рублей.
Так, с 2009 по 2012 год на территории города произошло 1433 возгорания сухой растительности, при этом площадь возгорания составила 2888 гектаров.
Решить эти проблемы можно, в первую очередь, проведя мероприятия по определению границ незастроенных территорий, покрытых тростником и другой травянистой растительностью, и закреплению их за юридическими лицами. Кроме того, в целях предотвращения перерастания возгораний сухой растительности в масштабные ландшафтные пожары необходимо иметь специально подготовленное и оснащенное многофункциональной техникой подразделение экстренного реагирования.
Также необходимо систематически проводить информационные и пропагандистские мероприятия среди населения и в конкретных организациях, обучение работников муниципальных учреждений мерам пожарной безопасности, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.
10. Существует угроза розлива нефтепродуктов, агрессивных химически опасных веществ, острой остается проблема радиационной, химической защиты населения.
В городе расположено более 20 крупных химически и взрывопожароопасных производственных объектов, использующих в производстве АХОВ, представляющие угрозу для жизни и здоровья населения, такие как аммиак, хлор, серная, соляная и азотная кислоты.
По железной дороге и по р. Дон через территорию города осуществляется транспортировка большого количества АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ, при этом также возможны аварии, приводящие к чрезвычайным ситуациям.
На территории города расположено более 120 АЗС и более 20 АГЗС, которые осуществляют заправку автотранспорта топливом. Указанные выше объекты нефтегазового комплекса круглосуточно пополняют свои запасы топлива, которое доставляется по городским улицам специальным автотранспортом, транспортировка которого создает угрозу возможной аварии.
Такое положение дел требует наличия в городе сил, способных вести соответствующую разведку и ликвидировать возможные аварии, локализовать чрезвычайные ситуации.
Одним из путей решения этой проблемы является создание комплекса специального оборудования, сорбентов, обучение спасателей специальным технологиям ведения аварийных работ, в том числе:
- обследование объектов, направленное на выявление источника и степени загрязнения;
- определение очередности работ;
- механическое удаление нефтепродуктов или АХОВ, подготовка поверхностей для выполнения химической обработки (при необходимости);
- проведение химической демеркуризации (для ртути), при которой производится обработка поверхностей специальными препаратами;
- обезвреживание загрязненных материалов, поверхностей;
- транспортировка и сдача собранных отходов для их утилизации и захоронения.
11. Созданная на территории города Комплексная система видеонаблюдения "Безопасный город" требует модернизации оборудования и программного обеспечения, расширения зон действия в местах массового пребывания людей.
Комплексная система видеонаблюдения "Безопасный город" города Ростова-на-Дону (далее - Система) относится к линейно-кабельным сооружениям связи, входящим в перечень установленных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, и представляет собой 129 систем и подсистем. Источниками информации в Системе являются 643 видеокамеры различной модификации и предназначения. Видеокамеры установлены как в местах массового пребывания людей, так и на основных автомагистралях города. Получаемая от видеокамер информация позволяет более оперативно применять силы экстренного реагирования, в том числе спасательные силы города в случаях чрезвычайных ситуаций (происшествий) в местах массового пребывания людей, на автомагистралях, тем самым снизить возможный ущерб. Все элементы Системы требуют регулярного обслуживания.
В то же время имеется ряд проблем, которые существенно затрудняют проведение работ по обслуживанию Системы, снижают эффективность ее функционирования. Это такие проблемы, как:
- монополизация программного продукта и основного оборудования Системы. Одним из направлений решения этой проблемы является проведение мероприятий по модернизации Системы путем замены существующих и внедрения более распространенных в регионах России программного продукта и оборудования;
- дороговизна содержания. Решить эту проблему можно путем унификации оборудования Системы;
- зависимость от погодных условий. В связи с этим необходимо планомерно выводить из эксплуатации метеозависимое оборудование и менять его на более современное;
- повышенная чувствительность к скачкам напряжения в городских электросетях, что является одной из основных причин отключения оборудования Системы. Решение этой проблемы возможно путем замены устаревших источников бесперебойного питания на более современные;
- устаревшее серверное оборудование, предназначенное для накопления архивной информации и построенное на платформе производителя НР. Необходима планомерная замена устаревшего оборудования;
- физическая уязвимость оборудования системы арочных комплексов подсистем видеонаблюдения и видеофиксации на транспортных магистралях города;
- неудовлетворительная информационная защищенность Системы, так как при проектировании Системы не было предусмотрено единой политики информационной безопасности, что привело к одновременному использованию ресурсов Системы неограниченным количеством пользователей с правами администратора.
В настоящее время перечисленные выше проблемы поэтапно решаются через реализацию ведомственных целевых программ "Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования) города Ростова-на-Дону" и "Комплексная система видеонаблюдения "Безопасный город" города Ростова-на-Дону".
Развитие спасательных сил предполагает создание группировки спасательных сил по своей численности, оснащенности спасательных подразделений, органов повседневного управления, систем оповещения и информирования населения адекватных рискам возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Наращивание численности, повышение технических возможностей спасательных формирований для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, совершенствование работы органов повседневного управления городского звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание Системы-112 (системы единого номера вызова экстренных служб "112") - основное содержание ведомственных целевых программ.

Вывод: нестабильные климатические условия, сотни опасных производственных объектов на территории города влекут за собой определенные риски возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Этими рисками и определяется потребность в соответствующих силах и средствах для прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, характерных для нашего региона.

I. Описание стратегических целей и задач развития отрасли

Стратегическая цель развития отрасли - создание эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, комплексного управления безопасностью населения.
Задачи развития отрасли:
1. Создание группировки спасательных сил, адекватных по своей численности, оснащенности спасательных подразделений, органов повседневного управления, систем оповещения и информирования населения рискам возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (направление 1, целевые показатели № 1-5).
2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, совершенствование противопожарной защиты муниципальных объектов. Сокращение ущерба от возгораний сухой растительности (направление 1, целевой показатель № 6).
3. Повышение уровня общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием Комплексной системы видеонаблюдения "Безопасный город" (направление 2, целевые показатели № 1-2).
Первая и вторая задачи развития отрасли включены в Направление 1: "Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования) города".
Третья задача развития отрасли составляет содержание Направления 2: "Повышение уровня общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город".

II. Прогнозируемые результаты развития отрасли

Основными результатами реализации планируемых в Программе мероприятий станут:
- снижение рисков чрезвычайных ситуаций, обеспечение защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- повышение оперативности применения сил экстренного реагирования, снижение размеров материального ущерба, возможных человеческих жертв в результате ЧС;
- возможность проведения превентивных мероприятий для предупреждения ЧС;
- формирование общего информационного пространства с целью организации межведомственного взаимодействия при совместных действиях по предупреждению и экстренному реагированию на ЧС;
- организационная и информационная поддержка принятия управленческих решений при угрозе и возникновении ЧС;
- повышение эффективности работы КСВ "Безопасный город" и на этой основе - повышение уровня общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от угроз природного и техногенного характера.
Прогнозируемые результаты развития отрасли представлены в таблице 1.

Таблица 1

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ


№ Целевые показатели
п/п
Наименование показателя Единица Текущее 2015 год 2020 год 2025 год
измере- значение
ния

Направление 1: Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования)
города

1. Укомплектованность человек 45 65 85 106
спасательных сил спаса-
телями

2. Наличие спасательных единиц 2 2 3 4
подразделений

3. Обеспеченность спаса- единиц 17 18 22 26
тельных сил специальной
техникой

4. Время доезда спасателей минут 60 40 30 20
к месту ЧС

5. Уровень квалификации человек 29 32 59 82
спасателей (наличие
спасателей с повышенной
классностью)

6. Площадь загораний сухой га 722 650 350 220
растительности

Направление 2: Повышение уровня общественной и личной безопасности
граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город"

1. Количество неисправных штук 180 98 54 38
видеокамер подсистем
видеонаблюдения за об-
становкой в местах мас-
сового пребывания людей

2. Количество неисправных штук 50 30 8 8
видеокамер подсистем
видеонаблюдения на
основных автотранспорт-
ных магистралях города


Указанные целевые показатели должны обеспечивать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, характерных для нашего региона.
Основной ожидаемый результат от реализации 1-го направления:
Численность спасательных сил, их укомплектованность необходимой автомобильной, инженерной техникой, оснащенность спасательным инструментом и имуществом должны обеспечивать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации непрерывно в течение не менее 3 суток (Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"). Ведение аварийно-спасательных работ непрерывно в течение 3 суток может осуществляться при наличии не менее 5 смен поисково-спасательных групп, в три очереди (всего 15 поисково-спасательных групп), причем каждые две поисково-спасательные группы должны быть укомплектованы оснащенной аварийно-спасательной машиной (далее - АСМ). Эти условия могут быть выполнены при условии увеличения численности поисково-спасательных групп с 10 до 20, то есть в два раза, и увеличении количества АСМ с 5 до 10.
Основной ожидаемый результат от реализации 2-го направления:
"Повышение уровня общественной и личной безопасности граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город" - это повышение эффективности работы КСВ "Безопасный город". Этому должно способствовать поддержание в работоспособном состоянии оборудования Системы, а также развитие сети комплексной системы видеонаблюдения в целях решения задач раннего обнаружения предпосылок или состоявшихся чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных происшествий на территории города.

III. План мероприятий развития отрасли
"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
до 2025 года


№ Наименование мероприятия Ответственный Сроки
п/п исполнитель выполнения

1 этап (до 2015 года)

Направление 1: Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования)
города

Мероприятия по наращиванию группировки
спасательных сил:

1. Дооснащение ПСС спасательной техникой, МКУ "Управление 2013-2015
имуществом. Профессиональная подготовка по делам ГО и ЧС" гг.
спасателей (повышение квалификации) города

2. Совершенствование материально-техниче- МКУ "Управление 2013-2015
ской базы городских курсов ГО в целях по делам ГО и ЧС" гг.
приведения к современным требованиям города
процесса обучения населения города в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера

3. Увеличение численности существующих МКУ "Управление 2014-2015
(двух) поисково-спасательных отрядов по делам ГО и ЧС" гг.
до 65 спасателей города

4. Оснащение ЕДДС оборудованием для обес- МКУ "Управление 2015 г.
печения оперативного реагирования на по делам ГО и ЧС"
чрезвычайные ситуации, комплексного города
управления безопасностью населения и
территории города. Совершенствование
работы органов повседневного управления
городского звена областной подсистемы
единой государственной системы преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций города Ростова-на-Дону

5. Подготовка к внедрению системы подго- МКУ "Управление 2015 г.
товки данных и выработки решений на по делам ГО и ЧС"
предупреждение и ликвидацию чрезвычай- города
ных ситуаций

6. Создание унифицированного программно- МКУ "Управление 2015 г.
технологического комплекса "Система- по делам ГО и ЧС"
112" города

7. Доукомплектование водоналивным транс- МКУ "Управление 2015 г.
портом для обеспечения населения водой по делам ГО и ЧС"
в условиях ограниченного водопользова- города
ния и в чрезвычайных ситуациях

Мероприятия по реализации первичных мер
пожарной безопасности на территории
города:

8. Пропаганда мероприятий противопожарной МКУ "Управление 2013-2015
безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

9. Мероприятия по информированию населения МКУ "Управление 2013-2015
города о правилах применения пиротехни- по делам ГО и ЧС" гг.
ческих изделий города

10. Информирование населения о решениях, МКУ "Управление 2013-2015
принимаемых в области пожарной безопас- по делам ГО и ЧС" гг.
ности на территории города города

11. Организация обучения населения мерам МКУ "Управление 2013-2015
пожарной безопасности, пропаганда по делам ГО и ЧС" гг.
в области пожарной безопасности города

12. Материально-техническое обеспечение МКУ "Управление 2015 г.
пожарной безопасности по делам ГО и ЧС"
города

Направление 2: Повышение уровня общественной и личной безопасности
граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город"

13. Обеспечение мероприятий по содержанию МБУ "Защита и 2013-2015
КСВ "Безопасный город" безопасность" гг.

14. Обеспечение работ по обслуживанию КСВ МБУ "Защита и 2013-2015
"Безопасный город" безопасность" гг.

15. Мероприятия по восстановлению работо- МБУ "Защита и 2013-2015
способности и модернизации отдельных безопасность" гг.
подсистем КСВ "Безопасный город"

2 этап (2016-2020 годы)

Направление 1: Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования)
города

Мероприятия по наращиванию группировки
спасательных сил:

16. Создание службы энергобезопасности. МКУ "Управление 2016 г.
Снижение рисков ущерба от последствий по делам ГО и ЧС"
аварий в системах электроснабжения города
города

17. Выбор и подготовка места размещения для МКУ "Управление 2016 г.
третьего ПСО по делам ГО и ЧС"
города

18. Оснащение ПСС спасательной техникой, МКУ "Управление 2016-2020
имуществом. Профессиональная подготовка по делам ГО и ЧС" гг.
спасателей (повышение квалификации) города

19. Наращивание технических возможностей МКУ "Управление 2016-2020
ЕДДС для обеспечения оперативного по делам ГО и ЧС" гг.
реагирования на чрезвычайные ситуации, города
комплексного управления безопасностью
населения и территории города. Совер-
шенствование работы органов повседнев-
ного управления городского звена об-
ластной подсистемы единой государствен-
ной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций города Ростова-
на-Дону

20. Совершенствование системы подготовки МКУ "Управление 2016-2020
данных и выработки решений на предупре- по делам ГО и ЧС" гг.
ждение и ликвидацию чрезвычайных города
ситуаций

21. Наращивание возможностей унифицирован- МКУ "Управление 2016-2020
ного программно-технологического по делам ГО и ЧС" гг.
комплекса "Система-112" города

22. Совершенствование материально-техниче- МКУ "Управление 2016-2020
ской базы городских курсов ГО в целях по делам ГО и ЧС" гг.
приведения к современным требованиям города
процесса обучения населения города в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера

23. Создание специализированного поисково- МКУ "Управление 2017 г.
спасательного отряда (СПСО) по делам ГО и ЧС"
города

Мероприятия по реализации первичных мер
пожарной безопасности на территории
города:

24. Пропаганда мероприятий противопожарной МКУ "Управление 2016-2020
безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

25. Мероприятия по информированию населения МКУ "Управление 2016-2020
города о правилах применения пиротехни- по делам ГО и ЧС" гг.
ческих изделий города

26. Информирование населения о решениях, МКУ "Управление 2016-2020
принимаемых в области пожарной безопас- по делам ГО и ЧС" гг.
ности на территории города города

27. Материально-техническое обеспечение МКУ "Управление 2016-2020
пожарной безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

28. Организация обучения населения мерам МКУ "Управление 2016-2020
пожарной безопасности, пропаганда по делам ГО и ЧС" гг.
в области пожарной безопасности города

Направление 2: Повышение уровня общественной и личной безопасности
граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город"

29. Обеспечение мероприятий по содержанию МБУ "Защита и 2016-2020
КСВ "Безопасный город" безопасность" гг.

30. Обеспечение работ по обслуживанию КСВ МБУ "Защита и 2016-2020
"Безопасный город" безопасность" гг.

31. Мероприятия по восстановлению работо- МБУ "Защита и 2016-2020
способности и модернизации отдельных безопасность" гг.
подсистем КСВ "Безопасный город"

32. Расширение зон действия систем видео- МБУ "Защита и 2016-2020
наблюдения в местах массового пребыва- безопасность" гг.
ния людей

3 этап (2021-2025 годы)

Направление 1: Развитие спасательных сил (сил экстренного реагирования)
города

Мероприятия по наращиванию группировки
спасательных сил:

33. Оснащение ПСС спасательной техникой, МКУ "Управление 2020-2025
имуществом. Профессиональная подготовка по делам ГО и ЧС" гг.
спасателей (повышение квалификации) города

34. Наращивание технических возможностей МКУ "Управление 2020-2025
ЕДДС для обеспечения оперативного по делам ГО и ЧС" гг.
реагирования на чрезвычайные ситуации, города
комплексного управления безопасностью
населения и территории города. Совер-
шенствование работы органов повседнев-
ного управления городского звена об-
ластной подсистемы единой государствен-
ной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций города Ростова-
на-Дону

35. Совершенствование системы подготовки МКУ "Управление 2020-2025
данных и выработки решений на предупре- по делам ГО и ЧС" гг.
ждение и ликвидацию чрезвычайных города
ситуаций

36. Совершенствование унифицированного МКУ "Управление 2020-2025
программно-технологического комплекса по делам ГО и ЧС" гг.
"Система-112" города

37. Наращивание возможностей службы энерго- МКУ "Управление 2020-2025
безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

38. Наращивание возможностей по обеспечению МКУ "Управление 2020-2025
населения водой в условиях ограниченно- по делам ГО и ЧС" гг.
го водопользования и в чрезвычайных города
ситуациях

39. Совершенствование материально-техниче- МКУ "Управление 2020-2025
ской базы городских курсов ГО в целях по делам ГО и ЧС" гг.
приведения к современным требованиям города
процесса обучения населения города в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера

40. Создание четвертого поисково-спасатель- МКУ "Управление 2022 г.
ного отряда по делам ГО и ЧС"
города

Мероприятия по реализации первичных мер
пожарной безопасности на территории
города:

41. Пропаганда мероприятий противопожарной МКУ "Управление 2020-2025
безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

42. Мероприятия по информированию населения МКУ "Управление 2020-2025
города о правилах применения пиротехни- по делам ГО и ЧС" гг.
ческих изделий города

43. Информирование населения о решениях, МКУ "Управление 2020-2025
принимаемых в области пожарной безопас- по делам ГО и ЧС" гг.
ности на территории города города

44. Мероприятия по обеспечению пожарной МКУ "Управление 2020-2025
безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

45. Материально-техническое обеспечение МКУ "Управление 2020-2025
пожарной безопасности по делам ГО и ЧС" гг.
города

46. Организация обучения населения мерам МКУ "Управление 2020-2025
пожарной безопасности, пропаганда по делам ГО и ЧС" гг.
в области пожарной безопасности города

Направление 2: Повышение уровня общественной и личной безопасности
граждан, их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера с использованием КСВ "Безопасный город"

47. Обеспечение мероприятий по содержанию МБУ "Защита и 2020-2025
КСВ "Безопасный город" безопасность" гг.

48. Обеспечение работ по обслуживанию КСВ МБУ "Защита и 2020-2025
"Безопасный город" безопасность" гг.

49. Мероприятия по восстановлению работо- МБУ "Защита и 2020-2025
способности и модернизации отдельных безопасность" гг.
подсистем КСВ "Безопасный город":

50. Расширение зон действия систем видео- МБУ "Защита и 2020-2025
наблюдения в местах массового пребыва- безопасность" гг.
ния людей

51. Модернизация систем видеонаблюдения МБУ "Защита и 2020-2025
в местах массового пребывания людей безопасность" гг.


Заведующий сектором
нормативных документов
Администрации города
Т.Н.ТАРЕЕВА


------------------------------------------------------------------