Постановление Правительства РО от 31.07.2013 N 472 "О Комплексе первоочередных мер на 2013-2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. № 472

О КОМПЛЕКСЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР НА 2013-2015 ГОДЫ
ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, создания условий для стабилизации демографической ситуации на территории Ростовской области, закрепления и дальнейшего развития положительных тенденций в демографическом развитии Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Комплекс первоочередных мер на 2013-2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области согласно приложению (далее - Комплекс мер).
2. Министерству труда и социального развития Ростовской области (Елисеева Е.В.) осуществлять координацию реализации Комплекса мер.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство труда и
социального развития
Ростовской области





Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 31.07.2013 № 472

КОМПЛЕКС
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР НА 2013-2015 ГОДЫ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Демографическая политика Ростовской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.
Комплекс первоочередных мер на 2013-2015 годы по решению задач демографической политики и народосбережения в Ростовской области (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с:
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, в том числе:
Концепцией демографической политики Ростовской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 16.12.2009 № 672 "Об утверждении Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года";
Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года".

1. Демографическая ситуация в Ростовской области

В демографической сфере Ростовской области происходят процессы, характерные для большинства регионов России. Основная проблема демографического развития таких территорий - естественная убыль населения. Она обусловлена высокой смертностью населения, ухудшением здоровья жителей и недостаточным уровнем рождаемости, который не восполняет людские потери от смертей.
Ретроспективный анализ основных демографических тенденций показывает, что в Ростовской области даже в послевоенные годы отмечался естественный прирост населения: рождаемость практически в 2 раза превышала смертность. Так, в 1950 году родилось 56827 детей, умерло 21380 человек. На протяжении последующих 30 лет число рождений постепенно увеличивалось и в 1983 году составило более 70 тыс. рождений, или 16,8 промилле.
Начиная с конца восьмидесятых годов снижение уровня рождаемости в Ростовской области происходило высокими темпами: с 1988 года отмечалось ежегодное сокращение числа рождений почти на 5 тыс. человек. Это в дальнейшем привело к коренному изменению демографических процессов: прогрессивная возрастно-половая структура населения сменилась на регрессивную, когда число лиц старших возрастов стало преобладать над количеством детей и подростков. В результате сформировались отрицательные тенденции по снижению не только численности населения, но и количества семей в будущем.
Это связано с рядом факторов, характерных и для России в целом, в их числе:
отток сельского населения в города, который привел к распространению малодетности;
социально-экономический кризис, пережитый страной. На его фоне произошло снижение уровня жизни большей части населения и, как следствие, откладывание рождения детей приобрело массовый характер;
замедление темпов формирования семьи посредством откладывания браков или отказ от брака и пересмотр установок потребности в детях в сторону понижения.
Данная ситуация с учетом роста смертности населения привела к естественной убыли населения.
Негативную роль играет и то обстоятельство, что в течение ряда лет в Ростовской области нарастающими темпами уменьшается общая численность женщин репродуктивного возраста. Если за 2008 год их количество уменьшилось на 12,8 тыс. человек, то за 2011 год - уже на 22,0 тыс. человек.
Это обусловлено тем, что из детородного возраста выбывает многочисленная когорта женщин, рожденных в шестидесятых годах, и вступает малочисленное поколение девяностых годов.
Неблагоприятное влияние на демографическое развитие Ростовской области также оказывает численное преимущество женщин над мужчинами (по состоянию на 1 января 2012 г. - почти в 1,2 раза). Одной из причин данной ситуации является высокая смертность мужчин, в том числе в трудоспособном возрасте.
За 2011 год в трудоспособном возрасте умерло 11380 мужчин, что составляет 79,3 процента от общего числа умерших мужчин данной возрастной категории. За I полугодие 2012 г. - 5032 мужчины (79,2 процента).
Анализ возрастно-полового состава населения Ростовской области показывает, что с 2005 года снижается общее количество жителей в трудоспособном возрасте. К 2012 году сокращение составило 30,6 тыс. человек.
При этом, по имеющимся данным Ростовстата, за 2011 год численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 13,8 тыс. человек и составила 1045,4 тыс. человек (или 24,5 процента от общей численности населения). По состоянию на 1 января 2012 г. число лиц данной возрастной категории на 396,1 тыс. человек превышает количество детей и подростков.
Наряду с этим в результате проведения активной демографической политики и принимаемых мер по улучшению ситуации наблюдаются положительные тенденции.
К началу 2013 г. численность населения, постоянно проживающего на территории Ростовской области, составляет 4254,6 тыс. человек (по оценке Росстата). За 2012 год число жителей уменьшилось всего на 0,1 процента, или на 6,0 тыс. человек, тогда как за 2011 год - на 14,6 тыс. человек.
Данная ситуация обусловлена ростом рождаемости на 7,3 процента - впервые за последние годы. Причем число родившихся увеличилось в большинстве территорий области: почти во всех городских округах (за исключением городов Донецка и Новошахтинска) и 34 муниципальных районах.
За 2012 год в Ростовской области родилось 49935 человек, что на 3416 детей больше, чем в предыдущем году.
Число умерших снизилось в 37 муниципальных образованиях, за счет чего их количество в целом по области сократилось на 2,0 процента по сравнению с 2011 годом и составило 59598 человек.
На протяжении многих лет в Ростовской области, как и в целом по России, основными причинами смерти населения остаются болезни системы кровообращения (за 2012 год - 62,4 процента от общего числа умерших), новообразования (14,3 процента), а также несчастные случаи, отравления и травмы (6,6 процента). Однако за 2012 год отмечается снижение данных показателей (на 2,5 процента, 3,9 процента и 4,1 процента соответственно).
В результате роста рождаемости и сокращения смертности населения естественная убыль уменьшилась на 32,5 процента (2012 год - 9,7 тыс. человек, 2011 год - 14,3 тыс. человек). Увеличилось количество городов и районов с естественным приростом населения: на начало 2012 г. их было 7, на начало 2013 года - уже 11 (города - Батайск, Волгодонск, районы - Аксайский, Багаевский, Веселовский, Волгодонской, Заветинский, Зимовниковский, Мартыновский, Мясниковский и Ремонтненский).
Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. За 2012 год миграционный прирост составил 3633 человека.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ростовской области за 2012 год составил 71,0 года, что больше, чем в целом по России, на 1,3 года (69,7 года).
Вместе с тем в демографической сфере Ростовской области существуют следующие проблемы.
Численность населения продолжает убывать за счет сохранения естественной убыли, которая сформировалась под влиянием демографического кризиса. В начале девяностых годов в Ростовской области резко сократилась рождаемость и нарушились процессы воспроизводства населения. Как следствие - из года в год увеличивается численность граждан старше трудоспособного возраста и их доля в общей численности населения. В результате процессы старения населения происходят нарастающими темпами.
Коэффициенты основных демографических показателей на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню.
Так, по итогам 2012 года в Ростовской области:
уровень рождаемости существенно ниже (по области - 11,7 промилле, по России - 13,3);
уровень смертности выше (по области - 14,0 промилле, по России - 13,3);
коэффициент естественной убыли населения выше (по области - 2,3 промилле, по России - 0,02).
Наблюдается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи, что влияет на уровень рождаемости населения. Из года в год увеличивается число супружеских пар, состоящих в незарегистрированном браке.
Постепенно сокращается не только фактическое, но и желаемое число детей в семьях. Растут число и доля однодетных и бездетных семей. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка, их 68,3 процента от общего количества семей с детьми. Условия жизни значительной части семей не позволяют, по их мнению, иметь больше одного, тем более двух детей. Более того, все большее количество семей вообще отказывается от рождения ребенка.
Увеличивается количество неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке.
Гендерная асимметрия в составе населения также не способствует улучшению демографической ситуации. В расчете на 1000 мужчин в области к началу 2012 года приходилось 1158 женщин, в том числе в городской местности - 1185, а в сельской - 1103.
В структуре общей численности населения Ростовской области женщины составляют 53,7 процента, а мужчины - 46,3 процента.
Это оказывает значительное неблагоприятное влияние на процесс формирования брачных пар и, как итог, на процесс воспроизводства населения.
Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности населения. Несмотря на некоторую положительную динамику, демографическая ситуация Ростовской области требует принятия новых эффективных управленческих решений, комплексного подхода к разработке и реализации мер по ее улучшению. Перечень первоочередных мер на 2013-2015 годы приведен в приложении.

2. Цель, задачи и основные направления реализации
Комплекса мер

Основной стратегической целью Комплекса мер является стабилизация численности населения Ростовской области и формирование объективных предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на народосбережение и рост численности населения в перспективе.
Среди приоритетных задач следует выделить:
повышение рождаемости и укрепление института семьи;
снижение смертности и рост продолжительности жизни.
Цель и задачи Комплекса мер определяют межведомственный подход при их решении. Интегрирование демографической политики со всем блоком социальных и экономических программ призвано обеспечить в конечном счете развитие Ростовской области, создание наиболее благоприятных условий жизни семей и населения в целом.
Достижение цели демографической политики предполагает необходимость развития экономики области в целом, повышения уровня жизни населения (повышение реальных доходов населения, сокращение масштабов бедности и социально-экономического неравенства, создание условий для формирования среднего класса, улучшение здоровья населения, увеличение трудоспособного периода жизни), развития рынка жилья и рынка труда, создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), улучшения состояния окружающей среды, обеспечения духовно-нравственного воспитания населения, укрепления семейных ценностей.
Сложившаяся ситуация требует концентрации усилий всех органов исполнительной власти и местного самоуправления, усиления взаимодействия с организациями и общественными объединениями, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации на территории Ростовской области.
Для решения задачи увеличения рождаемости требуется обеспечить:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, расширение рынка образовательных услуг для детей и увеличение размеров строительства доступного жилья для семей с детьми;
улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организацию бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;
создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, воспитывающих детей, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рождении ребенка или создании семьи, оказание им социально-психологической поддержки;
сохранение и укрепление репродуктивного и генетического здоровья населения за счет внедрения новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний, расширения медико-генетического консультирования супружеских пар, совершенствования системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям, создания системы психологической поддержки беременных женщин;
удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций;
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь для молодых семей с детьми;
реализацию мер по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, по стимулированию и поддержке семейного, молодежного предпринимательства и различных форм самозанятости;
создание системы семейных социально-психологических консультаций молодым семьям и лицам, вступающим в брак, а также отцам для повышения их воспитательной роли в отношении своих детей.
Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется обеспечить:
развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, повышении статуса мужчины в роли отца, стимулировании участия и повышении ответственности отцов в воспитании детей, оставшихся после развода проживать с матерью;
профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение качества консультирования и других услуг в области планирования семьи, развитие и создание программ по формированию осознанного материнства посредством образовательно-оздоровительных технологий;
популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на двух-, трехдетную семью;
формирование семейно ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации;
оказание психолого-профилактической, консультативной и психотерапевтической помощи семьям мигрантов, детям и подросткам из семей мигрантов (в том числе по освоению русского языка);
внедрение новых форм социального обслуживания семей с детьми на базе действующих учреждений социального обслуживания семьи и детей;
развитие института приемных семей, обеспечивающих достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формирующих у них семейный образ жизни;
развитие доступных форм семейного устройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, усиление работы специалистов по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей;
развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха;
использование средств массовой информации, социальной рекламы по пропаганде семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоционально-позитивных отношений в семье, престижа семьи с несколькими детьми.
Для решения задачи снижения смертности населения требуется обеспечить сокращение числа летальных исходов:
от болезней системы кровообращения - за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий;
от травм в дорожно-транспортных происшествиях - за счет улучшения работы по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - за счет улучшения охраны труда, внедрения механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда;
от самоубийств - за счет повышения эффективности профилактической работы с "группами риска";
от онкологических заболеваний - за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
от других наиболее распространенных причин смерти - за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов;
за счет предотвращения преступлений против жизни и здоровья населения, несчастных случаев, катастроф, сокращения смертности от аварий на транспорте всех видов.
Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, системы школьного питания, медико-санитарных условий;
своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;
организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;
создание материальной базы для развития молодежного туризма.
Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется обеспечить:
улучшение экологических условий, в том числе за счет организации удаления, обезвреживания и размещения отходов, благоустройства и озеленения населенных пунктов, увеличения мощности очистных сооружений и повышения качества их работы, оснащения производства современным оборудованием и системами очистки производственных отходов;
создание условий для эффективной реализации национальных проектов на территории региона;
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;
разработку и распространение информационных, коммуникативных и образовательных программ, печатных и электронных материалов, адаптированных к определенным группам населения с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотивации к позитивным изменениям в образе жизни;
разработку и реализацию программ укрепления здоровья средствами физической культуры с использованием научно-практических исследований, повышение качества и эффективности учебно-тренировочной работы в спортивных школах и образовательных учреждениях всех типов;
строительство и реконструкцию спортивных и оздоровительных учреждений массового посещения (бассейны, стадионы), повышение их доступности за счет регулирования цен для групп населения с низкими доходами, предоставления льготных и бесплатных услуг, в первую очередь, молодежи, детям и подросткам;
создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
безбарьерную среду обитания для лиц с ограниченными возможностями (условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - объектах социального и производственного назначения, средствах транспорта, связи и информатизации), а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм;
доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений;
содействие здоровому питанию путем контроля за радиоактивным, химическим и биологическим загрязнением пищи, борьбу с фальсифицированными продуктами питания, развитие торговли здоровыми продуктами питания и экономическую доступность к качественным продуктам питания для социально уязвимых групп населения;
совершенствование работы по предупреждению распространения туберкулеза, СПИДа, болезней, передаваемых половым путем, и других заболеваний, представляющих социальную опасность;
развитие системы мероприятий по улучшению качества жизни больных с хроническими заболеваниями;
развитие института врачей общей практики, организацию работы выездных поликлинических бригад, особенно в сельской местности;
осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической, социальной помощи населению, в том числе с целью снятия стрессов;
реальную возможность выбора гражданам врача высокой квалификации;
совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста, разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров;
повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения.
Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется обеспечить:
совершенствование порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых Ростовской области по возрастным и профессионально-квалификационным критериям;
нормализацию миграционного притока и привлечение мигрантов при одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от нелегальной миграции путем пресечения незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства;
совершенствование системы учета сведений о потребностях рынка труда в иностранной рабочей силе, создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации;
разработку мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности Ростовской области;
формирование рациональной структуры расселения мигрантов на территории области, создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения;
введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов;
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ростовскую область, а также стимулирование возвращения эмигрантов, ранее выехавших за границу (в первую очередь, квалифицированной рабочей силы из стран СНГ), в том числе выпускников российских вузов, исходя из потребностей экономики Ростовской области в трудовых ресурсах;
стимулирование миграции в область лиц в репродуктивном возрасте, привлечение молодежи, проживающей за рубежом (прежде всего, из стран СНГ), для обучения и прохождения стажировок в области с предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
создание системы информирования о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями на территории Ростовской области, прежде всего жителей регионов, исторически, культурно, экономически связанных с Ростовской областью;
создание условий для интеграции иммигрантов в общество, развитие системы социальной работы с различными категориями мигрантов для повышения их адаптации, разрешения конфликтных ситуаций.

3. Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер

Реализация Комплекса мер будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепций демографической политики Российской Федерации и Ростовской области на период до 2025 года, направленным на преодоление проблем демографической сферы, а также с планами и комплексами мер, реализуемыми в Ростовской области в целях выполнения правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Ростовской области.
В период 2013-2015 годов будут реализованы меры, направленные на: снижение смертности населения, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии; сокращение уровня аварийности на дорогах и травматизма при дорожно-транспортных происшествиях; повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; расширение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Будет продолжена работа по развитию системы мер стимулирования рождаемости, которая будет способствовать переходу от доминирующей модели однодетной семьи к традициям многодетности.
В результате реализации мероприятий к 2016 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения и стабилизировать численность населения.
В таблице № 1 представлены индикаторы эффективности выполнения Комплекса мер в 2013-2015 годах.

Таблица № 1

ИНДИКАТОРЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА МЕР


№ Наименование Единица 2013 2014 2015
п/п измерения год год год

1. Численность постоянного тыс. человек 4251,4 4245,8 4240,0
населения (среднегодовая)

2. Коэффициент естественного человек на -2,1 -1,9 -1,9
прироста 1000 населения

3. Общий коэффициент человек на 11,8 11,9 11,9
рождаемости 1000 населения

4. Смертность населения:

общая смертность человек на 14,1 14,0 13,8
1000 населения

младенческая человек на 1000 8,8 8,1 8,0
новорожденных

материнская число умерших 15,7 15,5 15,3
женщин на
100 тыс. детей,
родившихся
живыми

смертность от онкологи- случаев на 100 198,2 197,2 197,0
ческих заболеваний тыс. населения

смертность от болезней случаев на 100 777,0 762,1 753,4
кровообращения тыс. населения

5. Ожидаемая продолжитель- число лет 71,6 71,8 72,3
ность жизни при рождении

6. Удельный вес детей, в процентах 50 53 55
рожденных вторыми и от общего числа
последующими родившихся детей

7. Суммарный коэффициент сумма возрастных 1,440 1,465 1,493
рождаемости коэффициентов
рождаемости,
рассчитанных для
возрастных групп
женщин
в интервале от
15 до 49 лет


4. Механизмы реализации Комплекса мер

Координатором реализации Комплекса мер является министерство труда и социального развития Ростовской области.
На областном уровне механизм реализации Комплекса мер предполагает:
объединение и координацию действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений в целях организации работы по улучшению демографической ситуации на уровне области и территорий;
разработку государственных программ Ростовской области, мероприятия которых содействуют улучшению основных демографических показателей;
заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения через сохранение и создание рабочих мест, улучшение условий и охраны труда;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде демографической политики и здорового образа жизни через средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" и так далее);
проведение мониторинга демографической ситуации и демографического поведения населения Ростовской области.
Органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реализацию Комплекса мер с учетом проблем и особенностей демографического развития территорий, таких как рождаемость, смертность, в том числе младенческая, возрастно-половая структура, миграционная подвижность населения, через планы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, районные (городские) целевые программы, соглашения с профсоюзами и работодателями, активизацию работы по формированию здорового образа жизни учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д.
В организациях реализация Комплекса мер предполагает использование механизма социального партнерства через заключение соглашений и коллективных договоров, предусматривающих:
улучшение условий и охраны труда работников;
создание благоприятных режимов труда для работающих женщин, имеющих малолетних детей;
материальную поддержку семей работников.
Важнейшим элементом механизма реализации Комплекса мер является воспитание потребности населения в сохранении своего здоровья и заботы о здоровье будущих поколений путем пропаганды здорового образа жизни и ориентации молодежи на двух-, трехдетную семью.
Для информационного обеспечения хода реализации Комплекса мер планируется продолжить мониторинговые исследования изменения основных демографических показателей, общей численности населения и отдельных демографических групп, уровня жизни и так далее.
Механизм реализации Комплекса мер предусматривает соблюдение федеральных, региональных и отраслевых приоритетов.
Финансирование проводимых мер будет осуществляться за счет средств бюджетов различных уровней посредством государственных программ Ростовской области, координаторами которых являются органы исполнительной власти Ростовской области.
В настоящее время общий объем финансовых затрат из бюджетов всех уровней на реализацию областных целевых программ, содействующих улучшению демографической ситуации, предусмотрен в сумме 83890,4 млн. рублей (таблица № 2).

Таблица № 2

ОБЩИЙ ОБЪЕМ
ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ ИЗ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ


№ Наименование программы Координатор Объем
п/п программы финансовых
средств на
2013 год
(тыс.
рублей)

1. "Развитие здравоохранения Ростов- министерство 21069468,1
ской области на 2010-2014 годы" здравоохранения
Ростовской области

2. "Развитие образования в Ростовской министерство общего 28544377,6
области на 2010-2015 годы" и профессионального
образования
Ростовской области

3. "Содействие занятости населения управление 1344011,5
Ростовской области на 2012-2014 государственной службы
годы" занятости населения
Ростовской области

4. Областная долгосрочная целевая министерство 6204473,2
программа развития сельского сельского хозяйства и
хозяйства и регулирования рынков продовольствия
сельскохозяйственной продукции, Ростовской области
сырья и продовольствия в Ростов-
ской области на 2010-2014 годы

5. "Молодежь Ростовской области комитет по 94233,0
(2013-2015 годы)" молодежной политике
Ростовской области

6. "Социальная поддержка и социальное министерство труда и 21885389,1
обслуживание населения Ростовской социального развития
области на 2010-2014 годы" Ростовской области

7. "Улучшение социально- министерство труда и 148865,9
экономического положения и социального развития
повышение качества жизни пожилых Ростовской области
людей в Ростовской области на
2011-2014 годы"

8. "Комплексные меры противодействия Правительство 3950,0
злоупотреблению наркотиками и их Ростовской области
незаконному обороту на 2010-2014
годы"

9. "Доступная среда на 2011-2014 министерство труда и 55209,3
годы" социального развития
Ростовской области

10. "Развитие физической культуры и министерство по 2914511,5
спорта в Ростовской области на физической культуре
2011-2014 годы" и спорту Ростовской
области

11. "Культура Дона (2010-2014 годы)" министерство 1625860,9
культуры Ростовской
области

Итого 83890350,1


Бюджетные ассигнования на реализацию указанных программ ежегодно составляют более 75 процентов от бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию всех программ Ростовской области.

Заместитель начальника
общего отдела Правительства
Ростовской области
О.В.ИСАЕНКО





Приложение
к Комплексу первоочередных мер
на 2013-2015 годы по решению
задач демографической политики
и народосбережения
в Ростовской области

ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР НА 2013-2015 ГОДЫ


№ Наименование мероприятия Срок Ответственные
п/п испол- исполнители
нения
(годы)

I. Мероприятия по сокращению уровня смертности населения,
прежде всего граждан трудоспособного возраста

1. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минздрав РО
совершенствование медицинской помощи 2015
больным с сосудистыми заболеваниями

2. Совершенствование организации медицинской 2013- минздрав РО
помощи пострадавшим при дорожно-транспорт- 2015
ных происшествиях

3. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минтранс РО
повышение безопасности дорожного движения 2015
на территории Ростовской области, в части
развития дорожной инфраструктуры (строи-
тельство автодорог, тротуаров, линий
искусственного освещения автомобильных
дорог и установка ограждений на опасных
участках дорог). Обеспечение контроля за
приведением пешеходных переходов в соот-
ветствие с требованиями ГОСТа

4. Обеспечение контроля за соблюдением правил 2013- ГУ МВД России
дорожного движения его участниками, в том 2015 по РО
числе в части недопущения управления тран-
спортными средствами в состоянии опьянения.
Обеспечение контроля за приведением пеше-
ходных переходов в соответствие с требова-
ниями ГОСТа

5. Проведение информационно-пропагандистской 2013- ГУ МВД России
кампании по профилактике безопасности 2015 по РО
дорожного движения, в том числе нанесение
наружной рекламы пропагандистского характе-
ра на общественный транспорт

6. Проведение мероприятий среди обучающихся 2013- минобразование
общеобразовательных учреждений по профи- 2015 Ростовской
лактике детского дорожно-транспортного области,
травматизма ГУ МВД России
по РО

7. Реализация мероприятий по повышению дос- 2013- минздрав РО
тупности высокотехнологичной медицинской 2015
помощи жителям Ростовской области

8. Реализация мероприятий по совершенствованию 2013- минздрав РО
профилактики, организации противотуберку- 2015
лезной помощи населению, включая обеспече-
ние противотуберкулезными лекарственными
препаратами (в рамках приоритетного нацио-
нального проекта "Здоровье")

9. Завершение мероприятий по обеспечению 2013 минздрав РО
медицинским оборудованием лечебных учрежде-
ний в рамках Областной долгосрочной целевой
программы "Модернизация здравоохранения
Ростовской области на 2011-2013 годы"

10. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минздрав РО,
профилактику, выявление, лечение и 2015 Управление
совершенствование мер противодействия Роспотребнадзо-
распространению ВИЧ-инфекции и вирусных ра по РО
гепатитов В и С среди населения Ростовской
области

11. Проведение в образовательных учреждениях 2013- минобразование
Всероссийской акции, приуроченной к Все- 2015 Ростовской
мирному дню борьбы со СПИДом области

12. Реализация плана мероприятий по профилакти- 2013- минобразование
ке суицидального поведения среди обучаю- 2015 Ростовской
щихся образовательных учреждений. области
Повышение уровня профессиональной компе-
тенции специалистов по вопросу профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних

13. Реализация мероприятий по улучшению условий 2013- минтруд
и охраны труда в Ростовской области на 2015 области,
2011-2015 годы, утвержденных постановлением Управление Рос-
Администрации Ростовской области потребнадзора
от 08.08.2011 № 503 по РО,
ФБУЗ "Центр
гигиены и эпи-
демиологии в
РО"

14. Оценка качества проведения аттестации 2013- минтруд области
рабочих мест по условиям труда 2015

15. Организация содействия аккредитованным 2013- минтруд области
организациям, оказывающим услуги в области 2015
охраны труда, в проведении на территории
Ростовской области обучения по охране труда
работников, в том числе руководителей орга-
низаций, а также работодателей - индиви-
дуальных предпринимателей, и проверки
знания ими требований охраны труда

16. Реализация мероприятий по повышению дос- 2013- минздрав РО
тупности и качества оказания медицинской 2015
помощи населению

17. Реализация мероприятий по улучшению 2013- минздрав РО
обеспечения лечебно-профилактических 2015
учреждений области медицинскими кадрами

18. Проведение мониторингов: 2013- Управление
острых отравлений химической этиологии, 2015 Роспотребнадзо-
в том числе алкоголесодержащей продукцией, ра по РО,
лекарственными веществами и др.; ФБУЗ "Центр
социальных болезней с впервые установленным гигиены и
диагнозом (синдром зависимости от алкоголя эпидемиологии в
и наркотических средств) РО",
минздрав РО

19. Реализация комплексных мер противодействия 2013- минздрав РО,
злоупотреблению наркотиками и их 2015 минобразование
незаконному обороту Ростовской
области,
комитет по
молодежной
политике,
минкультуры
области

II. Мероприятия по сокращению уровня материнской и младенческой
смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения,
здоровья детей и подростков

20. Оснащение оборудованием отделений реанима- 2013- минздрав РО
ции и интенсивной терапии новорожденных 2015
учреждений родовспоможения, детских полик-
линик, приобретение медикаментов в рамках
финансового обеспечения расходов на оплату
государственным и муниципальным учреждениям
здравоохранения, иным организациям услуг
по медицинской помощи, оказанной женщинам
в период беременности, в период родов и
послеродовый период, а также диспансерному
наблюдению детей, поставленных в течение
первого года жизни в возрасте до 3 месяцев
на диспансерный учет

21. Реализация комплекса мер по выхаживанию 2013- минздрав РО
новорожденных с низкой и экстремально 2015
низкой массой тела

22. Обеспечение мероприятий по проведению 2013- минздрав РО
неонатального скрининга на наследственные 2015
и врожденные заболевания и организация
аудиологического скрининга детей первого
года жизни

23. Внедрение комплексной пренатальной 2013- минздрав РО
(дородовой) диагностики нарушений развития 2015
ребенка, включая оснащение оборудованием
медико-генетических консультаций, перина-
тальных центров, других учреждений родо-
вспоможения и детства, подготовку специа-
листов

24. Реализация комплекса мер, направленных на 2013- минздрав РО
совершенствование неонатальной хирургии 2015

25. Реализация мероприятий по проведению 2013- минздрав РО
углубленной диспансеризации четырнадцати- 2015
летних подростков с целью охраны
репродуктивного здоровья с последующим
выполнением программ лечения и реабилитации

26. Реализация мероприятий на базе Центров 2013- минздрав РО
здоровья для детей по формированию среди 2015
детей и подростков здорового образа жизни

27. Реализация мероприятий по профилактике и 2013- минздрав РО
снижению числа абортов 2015

28. Реализация мероприятий по повышению 2013- минздрав РО
эффективности лечения бесплодия с примене- 2015
нием репродуктивных технологий

29. Организация и проведение иммунопрофилактики 2013- минздрав РО,
инфекционных болезней детей и подростков 2015 Управление
в соответствии с Национальным календарем Роспотребнадзо-
профилактических прививок ра по РО

30. Проведение мониторингов: 2013- ФБУЗ "Центр
врожденных пороков развития новорожденных; 2015 гигиены и эпи-
состояний, обусловленных дефицитом йода демиологии в
и других микронутриентов; РО",
состояния окружающей среды (атмосферный Управление
воздух, питьевая вода, шумовая нагрузка) Роспотребнадзо-
и условий обучения и пребывания детей в ра по РО,
образовательных учреждениях минздрав РО

31. Проведение углубленного анализа заболевае- 2013- минздрав РО
мости и инвалидности детей в разрезе 2015
муниципальных образований области

32. Проведение мониторинга условий обучения 2013- Управление Рос-
и пребывания детей в образовательных 2015 потребнадзора
учреждениях по РО

33. Реализация пилотного проекта по здоровье- 2013- минобразование
сбережению в образовательных учреждениях 2015 Ростовской
Ростовской области области

34. Организация проведения межведомственных 2013- минобразование
акций, направленных на предупреждение 2015 Ростовской
правонарушений среди несовершеннолетних, области
профилактику социального неблагополучия,
употребления психоактивных веществ

35. Проведение комплекса оперативно- 2013- ГУ МВД России
профилактических мероприятий, направленных 2015 по РО,
на предупреждение подростковой безнадзор- Управление на
ности и правонарушений среди несовершен- транспорте МВД
нолетних России по СКФО

III. Мероприятия по укреплению здоровья населения, существенному
снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий
и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни

36. Реализация мероприятий по формированию 2013- минздрав РО
здорового образа жизни у населения Рос- 2015
товской области на базе Центров здоровья,
центров профилактики, кабинетов профилак-
тики и кабинетов здорового ребенка, органи-
зации наркологической помощи населению,
проведению социальной коммуникационной кам-
пании, включая информирование населения о
вреде, причиняемом алкоголем и курением
здоровью, семейному благополучию и духовной
целостности человека, и мерах антиалкоголь-
ной и антиникотиновой политики

37. Реализация мер по выполнению Концепции 2013- Управление
осуществления государственной политики 2015 Роспотребнадзо-
противодействия потреблению табака на ра по РО,
2010-2015 годы, в том числе проведение ГУ МВД России
мероприятий по проверке организаций, по РО
участвующих в обороте табака и табачной
продукции

38. Проведение работы по гигиеническому 2013- Управление
воспитанию населения и формированию 2015 Роспотребнадзо-
здорового образа жизни ра по РО,
ФБУЗ "Центр
гигиены и эпи-
демиологии в
РО"

39. Выполнение мероприятий, предусмотренных 2013- минздрав
Концепцией реализации государственной 2015 РО, комитет по
политики по снижению масштабов злоупотреб- молодежной
ления алкогольной продукцией и профилактике политике,
алкоголизма среди населения Российской минобразование
Федерации на период до 2020 года, в сфере Ростовской
здравоохранения и социального развития области,
Управление Рос-
потребнадзора
по РО

40. Выполнение мероприятий, предусмотренных 2013- департамент по-
Концепцией реализации государственной 2015 требительского
политики по снижению масштабов злоупотреб- рынка Ростов-
ления алкогольной продукцией и профилактике ской области,
алкоголизма среди населения Российской ГУ МВД России
Федерации на период до 2020 года, в том по РО,
числе проведение мероприятий по проверке Управление Рос-
организаций, осуществляющих оборот алко- потребнадзора
гольной продукции по РО

41. Разработка и реализация Комплекса мер по 2013- департамент
снижению масштабов злоупотребления алко- 2015 потребительско-
гольной продукцией и профилактике алкого- го рынка Рос-
лизма среди населения Ростовской области товской области

42. Проведение оперативно-профилактических 2013- ГУ МВД России
мероприятий по пресечению правонарушений 2015 по РО
в сфере обращения лекарственных средств
и продукции медицинского назначения

43. Проведение ежегодной социальной акции 2013- минобразование
"Мы - против алкоголя!" 2015 Ростовской
области

44. Ведение областного банка данных о несовер- 2013- минобразование
шеннолетних, склонных к потреблению нарко- 2015 Ростовской
тиков; оценка эффективности комплексного области
сопровождения обучающихся данной категории

45. Реализация в образовательных учреждениях 2013- минобразование
Концепции формирования антинаркотической 2015 Ростовской
культуры личности в Ростовской области, области
в том числе проведение информационно-
пропагандистских мероприятий для обучающих-
ся образовательных учреждений с участием
известных спортсменов, предпринимателей,
деятелей культуры, тематических выставок,
конкурсов рисунков, школьных газет, детских
презентаций, творческих работ юных журнали-
стов, агитбригад "Не бывать в школе табаку,
алкоголю и наркотикам", "Мы выбираем
здоровый образ жизни"

46. Реализация дополнительных образовательных 2013- минобразование
программ профилактической направленности 2015 Ростовской
области

47. Анкетирование и тестирование обучающихся 2013- минобразование
на предмет употребления наркотических 2015 РО
средств

48. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минздрав РО
профилактику, выявление и лечение социально 2015
значимых заболеваний (инфекции, передавае-
мые половым путем, сахарный диабет, психи-
ческие расстройства, онкология, туберкулез,
вакцинопрофилактика, вирусные гепатиты,
ВИЧ-инфекции)

49. Реализация мероприятий по совершенствованию 2013- минздрав РО
обеспечения доступности и повышения качест- 2015
ва медицинской помощи сельскому населению,
включая модернизацию лечебно-
профилактических учреждений путем
материально-технического оснащения лечебно-
профилактических учреждений, модернизацию
службы скорой помощи и неотложной медицин-
ской помощи, реорганизацию приемных
отделений стационаров, подготовку кадров
в соответствии с новыми профессиональными
и образовательными стандартами для врачей
и фельдшеров "Скорой медицинской помощи",
а также реализация мероприятий по обеспече-
нию доступности наиболее востребованных
лекарственных средств в поселениях, где
отсутствуют аптечные организации

50. Организация отдыха и оздоровления детей, 2013- минтруд области
в том числе детей, находящихся в трудной 2015
жизненной ситуации

51. Организация проведения мероприятий, 2013- минобразование
направленных на развитие массовой физи- 2015 Ростовской
ческой культуры и спорта в образовательных области
учреждениях, в том числе:
проведение Всероссийских спортивных сорев-
нований школьников "Президентские состяза-
ния";
проведение Всероссийских спортивных игр
школьников "Президентские спортивные игры"

52. Участие воспитанников детских домов и 2013- минобразование
школ-интернатов во всероссийских спарта- 2015 Ростовской
киадах области,
минспорта Рос-
товской области

53. Проведение спартакиады молодежи - жителей 2013- минспорта
Ростовской области 2015 Ростовской
области

54. Координация работы, проводимой в муници- 2013- минспорта
пальных образованиях области по увеличению 2015 Ростовской
охвата населения Ростовской области области
занятиями физкультурой и спортом

55. Развитие сети спортивных сооружений в 2013- минспорта
Ростовской области 2015 Ростовской
области

56. Проведение областного фестиваля-конкурса 2013- минкультуры
детско-юношеского творчества "Южный 2015 области
ветер"

IV. Мероприятия, направленные на повышение качества жизни
пожилых людей и инвалидов

57. Проведение ежегодного мониторинга соци- 2013- минтруд области
ально-экономического положения пожилых 2015
людей, включая выявление и учет всех
пожилых людей, нуждающихся в социальных
услугах

58. Организация выплаты ежемесячного денежного 2013- минтруд области
вознаграждения и доплат к нему лицам, 2015
изъявившим желание организовать приемную
семью для граждан пожилого возраста и
инвалидов

59. Приобретение автомобильного транспорта 2013- минтруд области
для мобильных бригад (отделений социального 2014
обслуживания на дому) муниципальных учреж-
дений социального обслуживания для оказания
неотложных социальных и медико-социальных
услуг пожилым людям

60. Осуществление разработки индивидуальных 2013- ФГУ "ГБ МСЭ по
программ реабилитации инвалидов (программы 2015 Ростовской
профессиональной реабилитации) области"

61. Разработка и внедрение новых законодатель- 2013- минтруд области
ных, нормативных правовых актов, методиче- 2014
ских подходов к формированию доступной
среды для инвалидов и других маломобильных
групп населения

62. Паспортизация и классификация с последующим 2013- минтруд области
составлением описи действующих объектов 2014
социальной и транспортной инфраструктур,
средств транспорта, связи и информации с
целью их последующей модернизации (дообору-
дования) и обеспечения доступности для
инвалидов;
формирование карт доступности объектов и
услуг

63. Выполнение мероприятий по созданию дос- 2013- минтруд Ростов-
тупной среды для инвалидов и других 2015 ской области,
маломобильных групп населения, в том минспорта РО,
числе формирование безбарьерной среды минкультуры
для детей-инвалидов области,
минобразование
Ростовской
области,
минздрав РО

64. Создание в муниципальных образовательных 2013- минобразование
учреждениях, обеспечивающих совместное 2015 Ростовской
обучение и воспитание инвалидов и лиц, области
не имеющих нарушений развития, универсаль-
ной безбарьерной среды для детей-инвалидов

V. Мероприятия по повышению уровня рождаемости и созданию
условий к рождению в семьях третьих и последующих детей

65. Выдача сертификатов, подтверждающих право 2013- минтруд области
на получение регионального материнского 2015
капитала в соответствии с Областным законом
от 18.11.2011 № 727-ЗС "О региональном
материнском капитале"

66. Назначение и предоставление ежемесячной 2013- минтруд области
денежной выплаты (6535 рублей) при рождении 2015
третьего ребенка или последующих детей до
достижения ребенком возраста 3 лет в
соответствии с Областным законом
от 22.06.2012 № 882-ЗС "О ежемесячной
денежной выплате на третьего ребенка или
последующих детей гражданам Российской
Федерации, проживающим на территории
Ростовской области"

67. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 176-ЗС "О государ- 2015
ственном ежемесячном пособии на ребенка
гражданам, проживающим на территории Рос-
товской области" ежемесячного пособия на
ребенка малоимущим семьям (размер ежеме-
сячного пособия на ребенка ежегодно индек-
сируется исходя из определенного Областным
законом об областном бюджете уровня
инфляции)

68. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социа- 2015
льной поддержке детства в Ростовской
области" ежемесячных денежных выплат на
детей первого-второго года жизни из мало-
имущих семей для приобретения специальных
молочных продуктов детского питания (размер
ежемесячной денежной выплаты ежегодно
индексируется исходя из определенного Обла-
стным законом об областном бюджете уровня
инфляции)

69. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социа- 2015
льной поддержке детства в Ростовской облас-
ти" ежемесячных денежных выплат на полно-
ценное питание при наличии заключения врача
беременным женщинам из малоимущих семей,
кормящим матерям и детям в возрасте до трех
лет из малоимущих семей (размер ежемесячной
денежной выплаты ежегодно индексируется
исходя из определенного Областным законом
об областном бюджете уровня инфляции)

70. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социаль- 2015
ной поддержке детства в Ростовской области"
мер социальной поддержки многодетным
семьям, в том числе:
ежемесячных денежных выплат на детей из
многодетных семей (размер ежемесячной
денежной выплаты ежегодно индексируется
исходя из определенного Областным законом
об областном бюджете уровня инфляции);
компенсации расходов на оплату коммунальных
услуг в виде ежемесячной денежной выплаты
в размере 50 процентов платы за
коммунальные услуги

71. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социа- 2015
льной поддержке детства в Ростовской облас-
ти" с 1 января 2013 г. единовременной
денежной выплаты семьям в связи с рождением
одновременно трех и более детей

72. Предоставление в соответствии с Постанов- 2013- минтруд области
лением Правительства Российской Федерации 2015
от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении суб-
сидий на оплату жилого помещения и комму-
нальных услуг" гражданам в целях оказания
социальной поддержки субсидий на оплату
жилых помещений и коммунальных услуг

73. Предоставление в соответствии с Областным 2013- минтруд области
законом от 22.10.2004 № 174-ЗС "Об адресной 2015
социальной помощи в Ростовской области":
адресной социальной помощи в виде соци-
ального пособия малоимущим семьям;
адресной социальной выплаты гражданам,
проживающим в муниципальных образованиях
Ростовской области, в которых тарифы для
населения за услуги по холодному водо-
снабжению и водоотведению установлены выше
критериев доступности платы за холодное
водоснабжение и водоотведение

74. Реализация Областного закона от 22.10.2004 2013- минтруд области
№ 165-ЗС "О социальной поддержке детства 2015
в Ростовской области" в части обеспечения
автотранспортными средствами (микроавтобу-
сами) многодетных семей, достойно воспиты-
вающих 10 и более несовершеннолетних детей

75. Проведение мониторинга мер, принимаемых 2013- министерство
органами местного самоуправления области, 2015 строительства
по предоставлению многодетным семьям Ростовской
земельных участков под строительство жилого области,
дома или дачи на безвозмездной основе органы местного
самоуправления

76. Реализация мер государственной поддержки 2013- министерство
граждан, в том числе молодых и многодетных 2015 строительства
семей, по улучшению жилищных условий Ростовской
области,
комитет по
молодежной
политике,
ГБУ РО "Агент-
ство жилищных
программ"

77. Предоставление мер государственной поддерж- 2013- минсельхозпрод
ки молодым семьям и молодым специалистам 2015 области
в сельской местности на обеспечение жильем

78. Оказание содействия в трудоустройстве 2013- УГСЗН РО
гражданам, ищущим работу, в том числе: 2015
женщинам, имеющим несовершеннолетних детей,
а также женщинам, вышедшим из отпуска по
уходу за ребенком;
безработным гражданам из числа молодых
семей

79. Организация профессионального обучения 2013- УГСЗН РО
безработных граждан, в том числе: 2015
женщин, имеющих несовершеннолетних детей,
а также женщин, вышедших из отпуска по
уходу за ребенком;
безработных граждан из числа молодых семей

80. Организация профессиональной подготовки, 2013- УГСЗН РО
переподготовки и повышения квалификации 2015
женщин в период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет

81. Социальная адаптация безработных граждан 2013- УГСЗН РО
на рынке труда, в том числе проведение 2015
социально-адаптационных курсов для женщин
со сниженными трудовыми мотивациями

82. Организация временного трудоустройства 2013- УГСЗН РО
безработных граждан в возрасте от 18 до 2015
20 лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионального
образования, впервые ищущих работу

83. Организация временного трудоустройства 2013- УГСЗН РО
несовершеннолетних граждан в возрасте от 2015
14 до 18 лет

84. Координация деятельности органов местного 2013- минобразование
самоуправления по реализации комплекса мер 2015 Ростовской
по расширению сети муниципальных образова- области,
тельных учреждений, реализующих программу министерство
дошкольного образования, путем строительст- строительства
ва, проведения капитального ремонта, воз- Ростовской
врата в муниципальную сеть ранее перепрофи- области,
лированных ДОУ, открытия семейных дошколь- органы местного
ных групп, создания для детей, которые не самоуправления
посещают детские сады, дополнительных
дошкольных мест на базе свободных площадей
школ, учреждений дополнительного образова-
ния детей, развития негосударственного
сектора.
Повышение доступности и качества дошколь-
ного образования

85. Поэтапное оснащение базовых общеобразо- 2013- минобразование
вательных учреждений современным оборудова- 2015 Ростовской
нием и инвентарем с целью формирования области
эффективной региональной сети ресурсных
центров

86. Модернизация содержания образования путем 2013- минобразование
поэтапного введения федеральных государст- 2015 Ростовской
венных образовательных стандартов общего области
образования

87. Проведение капитального ремонта зданий ряда 2013- минобразование
муниципальных образовательных учреждений 2015 Ростовской
области области

88. Повышение заработной платы отдельных минтруд области
категорий работников, определенных Указами
Президента Российской Федерации от
07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реали-
зации государственной социальной политики",
от 01.06.2012 № 761 "О национальной
Стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы", от 28.12.2012 № 1688
"О некоторых мерах по реализации государ-
ственной политики в сфере защиты детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей":
реализация Программы поэтапного совершенст- 2013-
вования системы оплаты труда в государст- 2015
венных учреждениях Ростовской области на
2013-2018 годы;
подготовка и согласование проекта 2013
постановления Правительства Ростовской
области о повышении заработной платы
работников учреждений бюджетной сферы

89. Поддержание стабильной ценовой ситуации на 2013- департамент
социально значимые продовольственные 2015 потребительско-
товары первой необходимости го рынка Рос-
товской области

90. Взаимодействие с предприятиями крупно- 2013- департамент
форматной и сетевой торговли в части 2015 потребительско-
определения размера величины торговой го рынка Рос-
наценки на хлеб товской области

91. Проведение Региональной службой по тарифам 2013- Региональная
Ростовской области экспертизы материалов, 2015 служба по тари-
предоставляемых теплоснабжающими, энерго- фам Ростовской
снабжающими организациями; организациями, области
осуществляющими горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведе-
ние; организациями коммунального комплекса
с целью недопущения необоснованного роста
тарифов

92. Координация работы по реализации Областного 2013- минтруд области
трехстороннего Соглашения в части доведения 2015
ежегодного минимального размера оплаты тру-
да на предприятиях и в организациях негосу-
дарственного сектора экономики области до
величины прожиточного минимума, установ-
ленной для трудоспособного населения Рос-
товской области за IV квартал предшествую-
щего года

93. Проведение работы с органами местного 2013- минтруд области
самоуправления по обеспечению роста 2015
количества заключенных соглашений всех
уровней и коллективных договоров в Ростов-
ской области

VI. Мероприятия по укреплению института семьи, возрождению
и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений

94. Проведение мероприятий, в том числе 2013- министерство
информационно-просветительского характера, 2015 внутренней и
направленных на пропаганду семейных цен- информационной
ностей, повышение статуса родительства, политики Рос-
формирование в обществе позитивного образа товской облас-
семьи со стабильным зарегистрированным ти, комитет по
браком супругов, имеющих не менее 2 детей молодежной
политике

95. Обеспечение детей-инвалидов, нуждающихся в 2013- минобразование
обучении на дому, компьютерным оборудова- 2015 Ростовской
нием и подключение к сети Интернет на области
период обучения

96. Реализация программ по профилактике 2013- минобразование
социального сиротства, семейному устройству 2015 Ростовской
детей, оставшихся без попечения родителей, области,
социальной поддержке детей-инвалидов и их минтруд области
семей

97. Реализация мер по оказанию помощи детям 2013- минобразование
и подросткам в случаях жестокого обращения 2015 Ростовской
с ними области,
минтруд области

98. Реализация Комплексной программы мер по 2013- минобразования
социальной адаптации и сопровождению 2014 Ростовской
выпускников образовательных учреждений области
из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на 2011-2014
годы, утвержденной постановлением Прави-
тельства Ростовской области от 06.10.2011
№ 29 "О реализации мер по социальной адап-
тации и сопровождению выпускников из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей"

99. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минобразование
обеспечение права детей-сирот и детей, 2015 Ростовской
оставшихся без попечения родителей, на области,
жилое помещение. Проведение ежегодного министерство
мониторинга реализации мероприятий строительства
Ростовской
области

100. Реализация мероприятий, направленных на 2013- минобразование
обеспечение подготовки и сопровождения 2015 Ростовской
замещающих семей, в том числе: области
апробация примерной программы подготовки
граждан, желающих принять на воспитание в
свою семью ребенка, оставшегося без
попечения родителей;
создание в Ростовской области служб профи-
лактики социального сиротства и содействия
семейному устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, и организационно-
методическая поддержка их деятельности

101. Координация работы органов опеки и попе- 2013- минобразование
чительства по подбору организаций для 2015 Ростовской
осуществления полномочий по подготовке области
замещающих родителей. Организация выездных
родительских клубов в рамках сопровождения
замещающих семей

102. Расширение семейного устройства: 2013- минобразование
увеличение количества приемных семей детей- 2015 Ростовской
сирот и детей, оставшихся без попечения области
родителей, в них;
увеличение размера ежемесячного денежного
содержания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, находящихся под
опекой или попечительством в приемных
семьях

103. Проведение в образовательных учреждениях 2013- минобразование
родительских собраний "Ответственный 2015 Ростовской
родитель - здоровый ребенок!", создание области
родительских общественных организаций,
советов профилактической направленности
("Союз трезвых родителей", "Совет отцов"
и так далее)

104. Ежегодное проведение межведомственной 2013- минобразование
научно-практической конференции "Предупреж- 2015 Ростовской об-
дение семейного насилия и жестокого ласти
обращения с детьми"

105. Развитие института уполномоченных по правам 2013- минобразование
ребенка в образовательных учреждениях 2015 Ростовской
области

106. Информирование молодежи и молодых семей об 2013- комитет по
условиях участия в социальных программах 2015 молодежной
и мероприятиях, реализуемых на территории политике
Ростовской области, выпуск информационно-
просветительских материалов

107. Проведение областных праздников, конкурсов, 2013- комитет по
форумов, слетов и других мероприятий, 2015 молодежной
направленных на пропаганду семейных политике
ценностей

108. Проведение торжественного приема для 2013- минтруд области
многодетных матерей, приуроченного к 2015
празднованию Дня матери. Награждение
Почетным дипломом Губернатора Ростовской
области "За заслуги в воспитании детей"
с выплатой единовременного денежного
поощрения

VII. Мероприятия, направленные на повышение миграционной
привлекательности

109. В рамках популяризации Государственной 2013- УФМС России по
программы по оказанию содействия добро- 2015 РО
вольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом,
проведение выступлений и публикаций в
средствах массовой информации и на официа-
льном сайте УФМС России по Ростовской
области по информированию о Государственной
программе соотечественников, постоянно или
временно проживающих на законном основании
на территории Ростовской области

110. Реализация законодательства Российской 2013- УФМС России по
Федерации в сфере внешней трудовой играции, 2015 РО
в том числе в целях привлечения высоко-
квалифицированных иностранных работников

111. Мониторинг миграции высококвалифицированных 2013- УФМС России по
специалистов и трудовых мигрантов в 2015 РО
Ростовской области

112. Организация проведения мероприятий, спо- 2013- УФМС России по
собствующих созданию условий для адаптации 2015 РО
и интеграции мигрантов в российское общест-
во, включая обучение русскому языку, право-
вое просвещение, информирование о культур-
ных традициях и нормах поведения, культуре
межнациональных и межрелигиозных отношений,
формирование у мигрантов навыков межкуль-
турного общения, противодействия ксенофо-
бии, национальной и расовой нетерпимости

113. Проведение плановых и внеплановых выездных 2013- УФМС России по
проверок, а также совместных выездных про- 2015 РО,
верок в местах компактного проживания ино- ГУ МВД России
странных граждан и лиц без гражданства, на по РО
строительных площадках и других хозяйствен-
ных объектах Ростовской области с целью
выявления незаконных мигрантов, нелегальной
иностранной рабочей силы и работодателей,
нарушающих трудовое и миграционное
законодательство

114. Принятие мер административного воздействия 2013- УФМС России по
к юридическим и физическим лицам, нарушаю- 2015 РО,
щим миграционное законодательство ГУ МВД России
по РО

115. Организация и проведение совместных 2013- Управление
профилактических и противоэпидемических 2015 Роспотребнадзо-
мероприятий, направленных на недопущение ра по РО,
распространения инфекций, представляющих минздрав РО,
опасность для населения Ростовской области, ГУ МВД России
в случае возникновения таковых у иностран- по РО,
ных граждан УФМС России по
РО

116. Аннулирование либо отказ в выдаче разреше- 2013- УФМС России по
ний на временное проживание и видов на 2015 РО
жительство, разрешений на работу иностран-
ным гражданам и лицам без гражданства при
выявлении инфекционных заболеваний,
представляющих опасность для окружающих

117. Выдача заключений о целесообразности 2013- УГСЗН РО
привлечения и использования иностранной 2015
рабочей силы

118. Формирование и сопровождение областного 2013- УГСЗН РО
банка вакансий, обеспечение информационного 2015
обмена с субъектами Российской Федерации о
возможностях трудоустройства на территории
Ростовской области

119. Разработка региональной программы "Оказание 2013- УГСЗН РО
содействия добровольному переселению в 2014
Российскую Федерацию на территорию Ростов-
ской области соотечественников, проживающих
за рубежом"

120. Реализация в образовательных учреждениях 2013- минобразование
Ростовской области программ профилактики 2015 Ростовской
противоправного поведения и проявления области
экстремизма подростков, направленных на
воспитание культуры межнационального обще-
ния, формирование толерантных взаимоотноше-
ний

121. Организация и проведение разъяснительной 2013- УФМС России по
работы с руководителями национальных и 2015 РО
межнациональных общественных объединений
(автономий), религиозных конфессий в
рамках деятельности общественно-
консультативного совета, созданного при
УФМС России по Ростовской области в целях
предотвращения межнациональных и межрели-
гиозных конфликтов и предпосылок к ним

VIII. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение
проведения демографической политики

122. Ежемесячное информационное обеспечение 2013- Ростовстат
статистическими данными по социально- 2015
экономическому положению Ростовской
области, включая показатели естественного
движения населения, для проведения анализа
демографической ситуации

123. Реализация мер информационной поддержки 2013- УГСЗН РО
государственной политики занятости через 2015
информирование граждан о возможностях
трудоустройства и обучения при содействии
службы занятости

124. Ежемесячное проведение мониторингов 2013- минтруд области
основных демографических показателей 2015
Ростовской области:
в сравнении с показателями в среднем по
Российской Федерации и Южному федеральному
округу;
в разрезе муниципальных образований

125. Методическое и информационно-аналитическое 2013- минтруд области
сопровождение реализации Концепции 2015
демографической политики Ростовской области
на период до 2025 года в городских округах
и муниципальных районах области

126. Проведение заседаний областной межведомст- 2013- минтруд области
венной комиссии по социально- 2015
демографическим вопросам и рабочей группы
по вопросам демографической политики с
обсуждением проблемных вопросов и выработ-
кой рекомендаций по их решению.
Взаимодействие с муниципальными образова-
ниями области

127. Проведение заседаний областной межведом- 2013- минтруд области
ственной комиссии по охране труда с 2015
заслушиванием работодателей, допустивших
случаи производственного травматизма со
смертельным исходом. Взаимодействие с
муниципальными образованиями области

128. Организационное сопровождение заседаний 2013- минтруд области
областной межведомственной комиссии по 2015
организации взаимодействия государственных
органов при осуществлении контроля за
соблюдением трудового законодательства по
вопросам: доведения МРОТ в организациях
внебюджетной сферы до величины прожиточного
минимума трудоспособного населения области,
установленной за IV квартал предшествующего
года

129. Информационная поддержка проведения 2013- министерство
государственной политики по формированию у 2015 внутренней и
населения области навыков здорового образа информационной
жизни, снижению масштабов злоупотребления политики Рос-
алкогольной и табачной продукцией товской области

130. Информирование населения Ростовской области 2013- минтруд области
о мерах социальной поддержки, о соблюдении 2015
условий охраны труда на производстве, о
принимаемых мерах по повышению доходов
населения, росте заработной платы

131. Проведение разъяснительной работы в учреж- 2013- минтруд области
дениях бюджетной сферы о реализации 2015
Программы поэтапного совершенствования
системы оплаты труда в государственных
учреждениях Ростовской области на 2013-2018
годы и об этапах проведения мероприятий по
повышению оплаты труда отдельных категорий
работников

132. Проведение мониторинга выполнения мероприя- 2013- минтруд области
тий по повышению оплаты труда работников 2015
учреждений бюджетной сферы

133. Проведение мониторинга применяемого 2013- минтруд области
минимального размера оплаты труда и уровня 2015
среднемесячной заработной платы в
организациях Ростовской области с целью
увеличения числа предприятий, установивших
МРОТ на уровне величины прожиточного
минимума за IV квартал предшествующего года

134. Проведение мониторинга розничных цен на 2013- департамент
основные продукты питания 2015 потребительско-
го рынка Рос-
товской области

135. Проведение мониторинга реализации мер по 2013- минтруд области
улучшению демографической ситуации и 2015
основных параметров демографического
развития с подготовкой ежегодного доклада
"О состоянии и тенденциях демографического
развития, положении семьи и молодежи в
Ростовской области"

136. Проведение мониторинга реализации мер 2013- минтруд области
социальной поддержки материнства и детства, 2015
в том числе количества получателей выплаты
при рождении третьего или последующих детей
до достижения ребенком возраста 3 лет

137. Разработка Плана мероприятий по реализации 2015 минтруд области
в 2016-2025 годах Концепций демографической
политики Российской Федерации и Ростовской
области на период до 2025 года

138. Участие во всероссийских научно- 2013- минтруд области
практических конференциях по вопросам 2015
демографического развития

139. Организация проведения ежегодной межведом- 2013- минобразование
ственной областной научно-практической 2015 Ростовской
конференции "Современные подходы к формиро- области
ванию здорового образа жизни школьников"


Примечание.
Используемые сокращения:
минздрав РО - министерство здравоохранения Ростовской области;
минтруд области - министерство труда и социального развития Ростовской области;
минобразование Ростовской области - министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
минсельхозпрод области - министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;
минспорта Ростовской области - министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;
минкультуры области - министерство культуры Ростовской области;
министерство строительства Ростовской области - министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области;
УГСЗН РО - управление государственной службы занятости населения Ростовской области;
комитет по молодежной политике - комитет по молодежной политике Ростовской области;
Ростовстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области;
Управление Роспотребнадзора по РО - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РО" - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в РО";
ФГУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" - федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области";
УФМС России по РО - Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области;
ГУ МВД России по РО - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области;
ГБУ РО "Агентство жилищных программ" - государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Агентство жилищных программ".


------------------------------------------------------------------