Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.08.2013 N 496 "О работе Администрации города по реализации п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города"



РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. № 496

О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
П. 24 СТ. 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.10.2003 № 131-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (В РЕД. ОТ 07.05.2013)
ПО СБОРУ, ВЫВОЗУ, УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ БЫТОВЫХ
И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные обязанности возложены на органы местного самоуправления городских округов Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 3 ст. 8) и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (п. 3 ст. 7).
С целью реализации возложенных полномочий решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 № 304 принята новая редакция Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону (далее - Правила). Правилами установлены требования, направленные на создание на территории города рациональной системы обращения с отходами, соответствующей действующему законодательству и отвечающей потребностям населения и хозяйствующих субъектов.
Для осуществления функций и полномочий в сфере обращения с отходами в структуре районных администраций созданы новые подразделения - МКУ "Управление благоустройства", к обязанностям которых отнесены координация вопросов обращения с отходами в границах района, согласование размещения контейнерных площадок, информирование населения и заинтересованных лиц по вопросам сбора и вывоза отходов, ведение учета мест временного хранения отходов на территории района.
Администрациями районов города в рамках имеющихся полномочий установлены системы удаления отходов и утверждены дислокации мест временного складирования ТБО, учитывающие интересы граждан, условия застройки и требования действующих санитарных норм.
С использованием принципа "своего" контейнера, мотивирующего заказчиков услуг к обеспечению чистоты в местах временного хранения отходов, администрациями районов совместно с управляющими организациями проводится работа по переносу контейнерных площадок с муниципальной территории на придомовые территории многоквартирных домов (МКД).
Силами Комитета по охране окружающей среды Администрации города совместно с районными администрациями в 2012 году проведена масштабная разъяснительная работа среди граждан, проживающих в кварталах индивидуальной жилой застройки. Выполнен обход более 10 тыс. домовладений, проведены сходы граждан, распространены памятки с выписками из законодательства. Администрациями районов к разъяснительной работе о необходимости заключения договоров на вывоз бытовых и строительных отходов, соблюдения графиков выноса отходов и иных вопросах организации сбора отходов привлекаются руководители ОТОС.
По общим показателям на территории города Ростова-на-Дону обращение с отходами организовано следующим образом:
- территория города полностью охвачена регулярным вывозом отходов потребления путем комбинирования контейнерной и бесконтейнерной систем сбора;
- вывоз отходов от жилищного фонда осуществляется специализированными организациями (ОАО "Чистый город", ООО "Экомтех", ООО "Технологии чистоты", ООО "Коммунальные технологии", ООО "Радуга", ЗАО "Дорремстрой", ООО "ГКС", ООО "Южный город - Ростов" и т.д.);
- на территории города оборудованы более 1200 стационарных мест временного хранения отходов (контейнерные площадки, бункеры);
- более 270 многоквартирных домов используют мусоропроводы и выкатные контейнеры на придомовой территории;
- более 80% контейнерных площадок для сбора отходов оборудованы контейнерами повышенной емкости европейского образца с крышками;
- для транспортировки отходов применяется более 200 специализированных мусоровозов, в т.ч. высокотехнологичные мусоровозы FAUN;
- в городе имеется станция перегрузки и прессования отходов, позволяющая оптимизировать процесс транспортирования отходов из отдаленных районов города на полигон;
- размещение отходов производства и потребления осуществляется на полигоне твердых отходов производства и потребления (ТОПП), оборудованном постом весового контроля и эксплуатируемом в соответствии с нормами действующего законодательства;
- количество отходов производства и потребления, ежегодно образующееся на территории города и поступающее на полигон для утилизации, составляет более 500 тыс. тонн;
- размещение мелкого строительного мусора и грунта осуществляется на полигоне суглинков, принадлежащем ООО "Суглинки";
- утилизация ртутьсодержащих отходов осуществляется ООО ППФ "Техноэколог", ООО "Экобаланс" и другими;
- сортировка отходов с целью возврата ценных ресурсов в хозяйственный оборот осуществляется ОАО "Чистый город"; сбором и переработкой вторичных ресурсов занимаются ООО "Южный город", ООО "Экоспас-Батайск", ООО "Экология Дона" и целый ряд других организаций;
- пивоваренной компанией "Балтика" на территории Советского района в 2013 году начата реализация пилотного проекта по сбору стеклянной тары на территории многоквартирной жилой застройки.
Учитывая нормы действующего законодательства в сфере обращения с отходами, предусматривающие возможность осуществления сбора и транспортирования неопасных отходов любым хозяйствующим субъектом, полигон ТОПП оказывает услуги всем категориям потребителей: юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, Администрацией города Ростова-на-Дону созданы достаточные правовые, организационные и технические условия для осуществления деятельности в сфере обращения с отходами. В действующем порядке правоотношений имеется потенциал для развития конкуренции и перехода на саморегулирование в данной отрасли деятельности.
В то же время имеется ряд проблем, к числу которых относятся заниженные нормативы накопления отходов, несоблюдение действующего законодательства, низкая правовая грамотность потребителей.
Характеристики бытовых отходов тесно связаны с уровнем жизни населения и ростом потребления, их состав и количество постоянно меняется. Нормы накопления бытовых отходов являются базовыми величинами, необходимыми для определения оптимального количества вывозимых отходов и емкости контейнеров для объектов жилой застройки. Используемые в Ростове-на-Дону федеральные нормы накопления существенно ниже локальных норм, применяемых в схожих с Ростовом-на-Дону по климату крупных городах. Это приводит к разногласиям при заключении договоров, занижению объема вывоза отходов и, как следствие, образованию свалочных очагов вблизи контейнерных площадок.
Также образованию свалочных очагов способствует отсутствие договоров на удаление отходов с территорий садовых товариществ, гаражных кооперативов. Периодически выявляются управляющие организации (в т.ч. жилищные кооперативы), не имеющие договоров на вывоз отходов от МКД. Поступившие на эти цели платежи используются нецелевым образом, без предоставления жителям оплаченных услуг.
В действующей структуре взаимоотношений акцент поставлен на обязанности заказчиков обеспечить контроль своевременности и качества оказания услуг по вывозу бытовых отходов. Договорные отношения предусматривают симметричные права и обязанности для обеих сторон. Организациями, осуществляющими управление МКД, должен быть обеспечен контроль качества услуг и, при необходимости, претензионная работа в порядке, предусмотренном договором и действующим законодательством. В противном случае услуги считаются оказанными должным образом и подлежат оплате в полном объеме. Недостаточный контроль со стороны управляющих компаний снижает качество услуг, оплаченных жителями.
Также проблемой является наличие значительной задолженности со стороны управляющих организаций перед специализированными предприятиями-перевозчиками за оказанные услуги по вывозу бытовых отходов. По итогам первого полугодия 2013 года задолженность управляющих компаний за услуги по вывозу отходов превысила 24 млн. рублей. Задержки платежей ставят специализированные предприятия в уязвимое положение, препятствуют их развитию и улучшению качества работы.
Вопрос поддержания чистоты на территории, прилегающей к контейнерной площадке, регулируется Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону. Согласно Правилам благоустройства контейнерная площадка для сбора отходов является автономным объектом благоустройства, прилегающая территория к которому определена в радиусе 2 метров, поскольку именно указанная территория подвержена загрязнению бытовыми отходами. Добровольный характер уборки прилегающей территории создает условия для злоупотребления со стороны владельцев площадок.
Устранение перечисленных проблем позволит повысить качество работы составляющих элементов системы обращения с отходами, обеспечить санитарную безопасность и стабильность окружающей среды, что будет способствовать улучшению условий проживания населения.
К числу первоочередных мероприятий Администрации города относится проведение силами МКУ "Управление благоустройства" районов систематизации данных об организации сбора и вывоза отходов от жилищного фонда и инвентаризации мест временного хранения отходов. Наличие информационных баз мест временного хранения отходов позволит администрациям районов быстро и компетентно реагировать на обращения, поступающие от граждан и юридических лиц.
По инициативе Администрации города выполняется научная работа "Исследование системы оборота отходов и разработка генеральной схемы очистки города Ростова-на-Дону". Генеральные схемы очистки для муниципальных образований являются основными документами, определяющими принципы очистки территории, включая сбор и переработку ТБО. Одной из главных целей работы является определение актуальных норм накопления отходов от жилищного фонда города, отвечающих реальному уровню потребления. Разработку генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону планируется завершить в III квартале 2013 года.
При отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере обращения с отходами единственным рычагом воздействия являются требования в части соблюдения чистоты, установленные Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону. Пересмотр принципа добровольности содержания прилегающей территории должен положительно отразиться на санитарном состоянии города, в связи с этим Администрацией города прорабатывается вопрос внесения соответствующих изменений в Правила благоустройства.
Также, важным фактором информационной политики Администрации города должно стать внедрение понятия личной, в том числе социальной, ответственности за неправомерные действия при обращении с отходами. Распространение информации должно осуществляться с использованием современных СМИ - интернет-ресурсов, телевидения, а также социальной рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 39 и 41 Устава города, Ростовская-на-Дону городская Дума решила:
1. Принять к сведению информацию о работе Администрации города по реализации п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города.
2. Администрации города:
1) завершить разработку НИОКР "Исследование системы оборота отходов и разработка генеральной схемы очистки города Ростова-на-Дону" и внести вопрос утверждения генеральной схемы очистки города Ростова-на-Дону на декабрьское заседание городской Думы;
2) в срок до 01.10.2013 проработать вопрос внесения изменений в Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденные решением городской Думы от 13.06.2012 № 282, в части установления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
3) с целью реализации в 2014 году разработать проект централизованной информационной кампании в СМИ по тематике соблюдения чистоты и надлежащего обращения с отходами.
3. Главам администраций районов города совместно с расчетно-кассовыми центрами жилищно-коммунальных услуг организовать работу по снижению размера задолженности организаций, осуществляющих управление МКД, за услуги по сбору и вывозу ТОПП.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и экологии (С.С. Пухкалов).

Председатель городской Думы
З.В.НЕЯРОХИНА


------------------------------------------------------------------