Постановление Администрации г. Волгодонска от 08.05.2013 N 1736 "О внесении изменений в постановление Администрации города Волгодонска от 14.08.2009 N 2766 "Об организации опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также патронажа над дееспособными гражданами"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. № 1736

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА ОТ 14.08.2009 № 2766 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ИЛИ ОГРАНИЧЕННО
ДЕЕСПОСОБНЫМИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ, А ТАКЖЕ
ПАТРОНАЖА НАД ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ"

Во исполнение положений Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Областного закона Ростовской области от 26.12.2007 № 830-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "Город Волгодонск", постановляю:
1. Внести в постановление Администрации города Волгодонска от 14.08.2009 № 2766 "Об организации опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также патронажа над недееспособными гражданами" следующие изменения:
1.1. Приложение № 1 к постановлению Администрации города Волгодонска от 14.08.2009 № 2766 "Об организации опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также патронажа над недееспособными гражданами" изложить в новой редакции (приложение № 1).
1.2. Приложение № 3 к постановлению Администрации города Волгодонска от 14.08.2009 № 2766 "Об организации опеки и попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также патронажа над недееспособными гражданами", приложения № 1 и № 2 к Положению об организации деятельности по патронажу, опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в городе Волгодонске изложить в новой редакции (приложение № 2).
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города Волгодонска по социальному развитию Н.В. Полищук.

Мэр города Волгодонска
В.А.ФИРСОВ
Проект постановления вносит
Департамент труда и социального
развития Администрации города
Волгодонска





Приложение № 1
к постановлению
Администрации
города Волгодонска
от 08.05.2013 № 1736

Приложение № 1
к постановлению
Администрации
города Волгодонска
от 14.08.2009 № 2766

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ИЛИ ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМИ
СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ, А ТАКЖЕ ПО ПАТРОНАЖУ

1. Общие положения

1.1. Совет по опеке и попечительству над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами, а также по патронажу при Администрации города Волгодонска (далее - Совет по опеке, попечительству и патронажу) создается в целях защиты личных и имущественных прав, законных интересов совершеннолетних лиц, признанных по решению суда недееспособными, ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и находящихся под патронажем (далее - граждане, нуждающиеся в опеке, попечительстве и патронаже).
1.2. Положение о Совете по опеке, попечительству и патронажу и его состав утверждаются постановлением Администрации города Волгодонска.
1.3. Совет по опеке, попечительству и патронажу является коллегиальным органом и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, Семейным кодексом, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", Областным законом Ростовской области от 26.12.2007 № 830-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", Уставом муниципального образования "Город Волгодонск" и настоящим Положением.

2. Основные задачи Совета по опеке,
попечительству и патронажу

2.1. Основными задачами Совета по опеке, попечительству и патронажу являются:
- содействие уполномоченному органу по опеке, попечительству и патронажу в организации деятельности по установлению, осуществлению и прекращению опеки, попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными лицами, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- осуществление защиты личных и имущественных прав, интересов граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве, патронаже;
- организация взаимодействия уполномоченного органа по опеке, попечительству и патронажу с другими органами, учреждениями, организациями по защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже.

3. Основные функции Совета по опеке,
попечительству и патронажу

3.1. Основными функциями Совета по опеке, попечительству и патронажу являются:
- выдача рекомендаций по утверждению кандидатур граждан, способных осуществлять опеку, попечительство, патронаж над гражданами, нуждающимися в опеке, попечительстве и патронаже;
- рассмотрение вопросов по отстранению опекунов, попечителей, а также помощников, осуществляющих патронаж, от исполнения ими своих обязанностей;
- рассмотрение вопросов, связанных с управлением опекунами, попечителями и помощниками имуществом граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже;
- предварительное рассмотрение вопросов, связанных с обращением уполномоченного органа по опеке, попечительству и патронажу в суд с заявлением о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными в случае, если члены их семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявлением;
- рассмотрение вопросов, связанных с помещением лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические учреждения или психоневрологические учреждения социального обслуживания населения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- рассмотрение вопросов, связанных с защитой имущественных прав граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже, признанных безвестно отсутствующими;
- рассмотрение материалов по итогам проверки уполномоченного органа по опеке, попечительству и патронажу условий жизни граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже и лиц, находящихся под патронажем, соблюдения опекунами, попечителями и помощниками, осуществляющими патронаж, прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже, а также сохранности их имущества;
- рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации письменных отчетов опекунов, попечителей о хранении, использовании и управлении имуществом граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже, в том числе с целью принятия решения об освобождении или отстранении опекунов, попечителей от исполнения ими обязанностей по содержанию граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже, обеспечению их уходом и лечением, защите их прав и интересов;
- рассмотрение вопросов, связанных с необходимостью принятия соответствующих мер при обнаружении в действиях опекуна, попечителя или помощника по отношению к гражданину, нуждающемуся в опеке, попечительстве и патронаже, оснований для привлечения его к административной, уголовной или иной ответственности.

4. Права Совета по опеке, попечительству и патронажу

Совет по опеке, попечительству и патронажу вправе:
- запрашивать необходимые для установления, осуществления и прекращения опеки, попечительства, патронажа документы от различных учреждений, организаций и граждан;
- приглашать на свои заседания представителей заинтересованных учреждений, организаций и граждан при рассмотрении вопросов, связанных с разногласиями между гражданами, нуждающимися в опеке, попечительстве и патронаже и опекунами, попечителями и помощниками;
- участвовать в проверках и обследованиях, связанных с осуществлением опеки, попечительства и патронажа;
- обращаться в различные органы за консультативной помощью по вопросам установления, осуществления и прекращения опеки, попечительства и патронажа.

5. Состав Совета по опеке, попечительству и патронажу
и процедура заседания и принятия решений

5.1. Состав Совета по опеке, попечительству и патронажу определяется постановлением Администрации города Волгодонска. Из состава Совета по опеке, попечительству и патронажу назначается секретарь.
5.2. Члены Совета по опеке, попечительству и патронажу выполняют свои обязанности без отрыва от своей основной деятельности.
5.3. Подготовка материалов по вопросам, принятым к рассмотрению Советом по опеке, попечительству и патронажу, осуществляется уполномоченным органом по опеке, попечительству и патронажу с привлечением при необходимости других заинтересованных органов и учреждений.
5.4. Решение по вопросам установления, осуществления и прекращения опеки, попечительства, патронажа принимаются открытым голосованием членов Совета по опеке, попечительству и патронажу. В проведении голосования должно участвовать не менее 1/2 членов утвержденного состава Совета по опеке, попечительству и патронажу. Результаты голосования определяются большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.
Заседания Совета по опеке, попечительству и патронажу проводятся по мере поступления заявлений и обращений в уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу, но не реже одного раза в месяц.
5.5. Протокол заседания Совета по опеке, попечительству и патронажу по всем рассматриваемым вопросам подписывается его председателем или заместителем и секретарем. Если член Совета не согласен с решением, принятым большинством, он вправе изложить письменно свое особое мнение, которое приобщается к протоколу.
Протоколы заседания Совета по опеке, попечительству и патронажу хранятся у секретаря с соблюдением всех норм конфиденциальности.
5.6. Выписка из протокола заседания Совета по опеке, попечительству и патронажу по каждому рассмотренному вопросу оформляется секретарем и подписывается его председателем не позднее трех дней со дня заседания. Решение Совета по опеке, попечительству и патронажу является основанием для издания соответствующего постановления органа местного самоуправления и хранится в личном деле гражданина, нуждающегося в опеке, попечительстве и патронаже.
5.7. Совет по опеке, попечительству и патронажу несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управляющий делами
И.В.ОРЛОВА





Приложение № 2
к постановлению
Администрации
города Волгодонска
от 08.05.2013 № 1736

Приложение № 3
к постановлению
Администрации
города Волгодонска
от 14.08.2009 № 2766

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРОНАЖУ, ОПЕКЕ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ,
КОТОРЫЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ НЕ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ И ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА И ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ,
И В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ СУДОМ
НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ИЛИ ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМИ,
В ГОРОДЕ ВОЛГОДОНСКЕ

1. Понятия, применяемые в настоящем Положении

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
опека - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
попечительство - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов не полностью дееспособных граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
патронаж - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
опекун, попечитель - совершеннолетние дееспособные граждане, выполняющие опекунские или попечительские обязанности в отношении недееспособных либо ограниченных в дееспособности граждан;
помощник - совершеннолетний дееспособный гражданин, выполняющий обязанности по осуществлению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
подопечный - гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство;
недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
ограниченно дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
патронируемый - совершеннолетний дееспособный гражданин, в отношении которого установлен патронаж.

2. Правовая основа деятельности по опеке,
попечительству и патронажу

Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска (далее - уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу) при осуществлении полномочий по опеке, попечительству и патронажу в отношении лиц, указанных в настоящем Положении, руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и другими нормативными правовыми актами Ростовской области, Уставом муниципального образования "Город Волгодонск" и другими муниципальными правовыми актами.

3. Основные задачи уполномоченного органа
по опеке, попечительству и патронажу

Основными задачами уполномоченного органа по опеке, попечительству и патронажу для целей настоящего Положения являются:
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, признанных недееспособными либо ограниченных судом в дееспособности, в порядке, установленном законодательством;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
- надзор за деятельностью помощников, опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

4. Компетенция уполномоченного органа по опеке,
попечительству и патронажу по осуществлению опеки,
попечительства и патронажа

4.1. Уполномоченный орган по осуществлению опеки в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительства в отношении граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, осуществляет следующие полномочия:
а) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;
б) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
в) организация деятельности по установлению опеки, попечительства или патронажа, назначению опекунов, попечителей и помощников, а также по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, прекращению патронажа;
г) осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, помощников, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
д) выдача предварительных разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
е) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
ж) представление законных интересов совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
з) подбор и учет граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями или помощниками;
и) оказание содействия опекунам, попечителям, помощникам, проверка условий жизни граждан, нуждающихся в опеке, попечительстве и патронаже, соблюдения опекунами, попечителями и помощниками прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
к) подготовка проектов муниципальных правовых актов об установлении опеки и попечительства над гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, об установлении патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, а также об освобождении и отстранении помощников, опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
л) рассмотрение обращений граждан по вопросам патронажа, опеки и попечительства, принятие по ним необходимых мер;
м) иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством Российской Федерации.
4.2. При осуществлении своих функций уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу вправе требовать предоставления справок и запрашивать необходимую информацию от органов местного самоуправления, учреждений, иных органов и организаций, обладающих информацией, необходимой для осуществления функций по опеке, попечительству и патронажу.
4.3. Порядок установления и осуществления патронажа определяется Положением о порядке установления и осуществления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (приложение № 1 к настоящему Положению).
Порядок установления и осуществления опеки и попечительства определяется Положением о порядке установления и осуществления опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами (приложение № 2 к настоящему Положению).
Управление имуществом граждан, признанных недееспособными, осуществляется в соответствии с Порядком управления имуществом граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также хранения и отчуждения этого имущества (приложение № 3 к настоящему Положению).

Управляющий делами
И.В.ОРЛОВА





Приложение 1
к Положению
об организации деятельности
по патронажу, опеке и попечительству
в отношении совершеннолетних лиц,
которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности,
и в отношении совершеннолетних лиц,
признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными,
в городе Волгодонске

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА
НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

1. Общие положения

1.1. Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, устанавливается по их просьбе патронаж.
Под патронажем понимается регулярное оказание помощи в осуществлении и защите прав и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья (болезнь, физические недостатки, немощность по старости и т.п., за исключением психических расстройств, в силу которых гражданин может быть признан недееспособным).
В целях установления патронажа в течение одного месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, назначается помощник по патронажу (далее - помощник).
1.2. Гражданским кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких условиях не могут быть помощниками: несовершеннолетние, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Помощники подвергаются соответствующей проверке, в ходе которой определяются личные качества гражданина и способность к выполнению обязанностей по патронажу.

2. Порядок установления патронажа

2.1. Заявление об установлении патронажа подается гражданами, зарегистрированными по месту жительства в городе Волгодонске и нуждающимися в патронаже, в орган социальной защиты.
Учет и регистрация заявлений об установлении патронажа ведется в специальном журнале.
2.2. Для рассмотрения вопроса об установлении патронажа представляются следующие документы:
а) заявление о назначении помощником (помощника);
б) медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа.
В качестве документа, удостоверяющего личность, возраст и гражданство, предъявляется паспорт гражданина.
Документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, представляются через муниципальное автономное учреждение муниципального образования "Город Волгодонск" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МАУ "МФЦ"), который в течение одного рабочего дня передает пакет документов в уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу.
Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу проводит обследование материально-бытового положения патронируемого с составлением акта, который заверяется подписями лица, нуждающегося в патронаже, и лиц, проводящих обследование.
2.3. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу готовит заключение о целесообразности установления патронажа.
При составлении заключения учитываются способность гражданина к выполнению обязанностей помощника, его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в патронаже.
В случае положительного заключения о кандидатуре помощника между ним и гражданином, нуждающимся в патронаже, заключается договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, копия которого хранится в личном деле патронируемого.
2.4. Решение об установлении патронажа утверждается постановлением Администрации города Волгодонска.
Помощник назначается в течение одного месяца со дня выявления лица, нуждающегося в установлении над ним патронажа.
Постановление об установлении патронажа направляется в уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу. Копии постановления выдаются на руки патронируемому и помощнику.
2.5. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу ведет учет патронируемых и осуществляет контроль за защитой их прав и законных интересов.

3. Распоряжение имуществом патронируемого

3.1. Помощник, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим патронируемым, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между патронируемым и супругом помощника и его близкими родственниками.
3.2. Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами.
Управление имуществом патронируемого может осуществляться помощником как на основании договора с патронируемым о доверительном управлении имуществом, так и на основании договора поручения.

4. Исполнение помощником своих обязанностей

4.1. Обязанности помощника по патронажу исполняются по общему правилу, безвозмездно либо по желанию патронируемого лица за его счет.
Помощники обязаны заботиться о содержании своих патронируемых, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Помощники оказывают патронируемым содействие при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотребления со стороны третьих лиц.
4.2. Помощники обязаны извещать уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу о перемене места жительства патронируемого совместно с помощником, самого помощника или патронируемого.
Для осуществления своих обязанностей помощник не обязан проживать совместно со своим патронируемым.
4.3. Управление помощником имуществом патронируемого осуществляется в соответствии с условиями договора, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения.

5. Проведение обследований материально-бытовых
условий лиц, находящихся под патронажем

5.1. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу ведет учет граждан, в отношении которых установлен патронаж, и осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов патронируемых.
5.2. Обязательные контрольные обследования проводятся один раз в год, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая.
По результатам обследования составляется акт, который заверяется подписями патронируемого и лиц, проводивших обследование, и приобщается к личному делу патронируемого.

6. Освобождение или отстранение помощников
от исполнения ими своих обязанностей

6.1. Помощник может быть освобожден по его просьбе от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с патронируемым и т.п.).
При помещении патронируемого на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение помощник освобождается от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам патронируемого.
6.2. Помощник может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им патронажа в корыстных целях, а также при оставлении патронируемого без необходимого ухода и помощи.
6.3. В таких случаях уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу готовит заключение о нецелесообразности выполнения обязанностей помощника данным лицом.
Решение об освобождении или отстранении помощника от исполнения им своих обязанностей утверждается постановлением Администрации города Волгодонска.
Постановление об освобождении или отстранении направляется в уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу и приобщается к личному делу патронируемого.

7. Прекращение патронажа

7.1. Патронаж прекращается:
а) по требованию гражданина, находящегося под патронажем;
б) по заявлению самого помощника;
в) в случае смерти лица, находящегося под патронажем;
г) в случае смерти помощника;
д) по требованию прокурора, заявленного в защиту прав и законных интересов патронируемого лица;
е) в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором;
ж) при освобождении либо отстранении помощника от исполнения своих обязанностей.
7.2. Решение о прекращении патронажа утверждается постановлением Администрации города Волгодонска и приобщается к личному делу патронируемого.





Приложение № 2
к Положению
об организации деятельности
по патронажу, опеке и попечительству
в отношении совершеннолетних лиц,
которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности,
и в отношении совершеннолетних лиц,
признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными,
в городе Волгодонске

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ИЛИ ОГРАНИЧЕННО
ДЕЕСПОСОБНЫМИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЦАМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок по установлению, осуществлению и прекращению опеки, попечительства над недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними лицами, определяет последовательность, сроки действий и принятия решений должностными лицами органов местного самоуправления и уполномоченного органа по опеке, попечительству и патронажу, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
1.2. Деятельность по установлению, осуществлению и прекращению опеки или попечительства осуществляется в рамках полномочий, установленных Областным законом от 26.12.2007 № 830-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", иных нормативно-правовых актов в сфере опеки и попечительства.
1.3. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу организовывает работу по установлению, осуществлению и прекращению опеки, попечительства.
1.4. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу организовывает следующие мероприятия по обеспечению возложенных полномочий:
а) выявление совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства;
б) обращение в суд с заявлением о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными в случае, если члены их семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не обратились в суд с соответствующим заявлением;
в) обращение в суд о признании граждан, находившихся под опекой или попечительством (далее - подопечные), дееспособными, если отпали основания, в силу которых граждане были признаны недееспособными или ограниченно дееспособными;
г) подбор опекуна, попечителя недееспособному или ограниченно дееспособному лицу;
д) осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, учреждений социального обслуживания (психоневрологических интернатов) и других аналогичных учреждений, в которые помещены недееспособные лица;
е) согласование расходования опекуном, попечителем доходов подопечного гражданина;
ж) подготовка в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов постановлений (о разрешении на совершение опекуном, попечителем сделок по управлению имуществом и (или) отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека, попечительство;
з) подготовка в соответствии с законодательством Российской Федерации проектов постановлений об освобождении и отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими обязанностей;
и) подготовка проекта постановления о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
к) содействие в устройстве лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психоневрологический интернат в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
л) представление интересов недееспособных или ограниченно дееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов, попечителей по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, если опекуны, попечители не осуществляют защиту интересов подопечных.
1.5. В рамках полномочий уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями местных администраций, судебными и правоохранительными органами, территориальными налоговыми органами, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальными отделами записи актов гражданского состояния, кредитными и иными учреждениями.

2. Порядок установления опеки и попечительства

2.1. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории города Волгодонска, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
2.2. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа по месту жительства следующие документы:
а) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
в) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
г) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
д) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
е) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (при наличии);
ж) автобиография.
2.3. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2.4. Документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2.1.2 настоящего Положения, принимаются уполномоченным органом опеки, попечительства и патронажа в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "в", - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
2.5. Уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах (организациях) следующие имеющиеся в их распоряжении документы (сведения):
а) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;
б) справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемую органами внутренних дел;
в) справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами;
г) справку, подтверждающую получение пенсии, выдаваемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером.
2.6. Межведомственный запрос направляется в течение 2 рабочих дней со дня подачи гражданином, выразившим желание стать опекуном, в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа заявления и документов, указанных в п. 2.2 настоящего Положения.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Срок подготовки и направления ответа на запрос органа опеки и попечительства не может превышать 5 рабочих дней со дня его поступления.
2.7. В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего постановления, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.
Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании).
Акт об обследовании оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки, попечительства и патронажа и утверждается руководителем уполномоченного органа опеки, попечительства и патронажа.
Акт об обследовании оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования, второй хранится в уполномоченном органе опеки, попечительства и патронажа.
Акт об обследовании может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.
Уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, и акта об обследовании принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.
На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки или попечительства в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927.
Решение уполномоченного органа опеки, попечительства и патронажа о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством субъекта Российской Федерации, а о возможности или невозможности заявителя быть опекуном - в форме заключения.
Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или невозможности заявителя быть опекуном направляется (вручается) на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" уполномоченным органом опеки, попечительства и патронажа заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.
Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности заявителя быть опекуном уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа возвращает заявителю все представленные документы и разъясняет порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в уполномоченном органе опеки, попечительства и патронажа.
2.8. В случае если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа. При этом он принимает меры по направлению лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, в соответствующую медицинскую организацию либо организацию, оказывающую социальные услуги.
2.9. Оформление личного дела подопечного осуществляется не позднее трех дней со дня принятия постановления об установлении опеки и назначении опекуна. Порядок ведения личных дел осуществляется в соответствии с Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".
При перемене места жительства подопечного его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту жительства на основании письменного запроса. Полномочия по опеке, попечительству осуществляются соответствующим органом опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

3. Распоряжение имуществом подопечного

3.1. Распоряжение имуществом подопечных осуществляется опекунами, попечителями в соответствии с законодательством РФ. Условия и порядок управления, пользования, хранения и отчуждения имущества подопечных определены приложением № 3 к Положению об организации деятельности по патронажу, опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными в городе Волгодонске.
3.2. Граждане, исполняющие обязанности опекунов (попечителей), представляют в уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу ежегодно, в срок до 1 февраля, письменный отчет о хранении, использовании и управлении имуществом подопечных с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об оплате налогов и других платежных документов) по форме, утверждаемой Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

4. Исполнение опекунами, попечителями своих обязанностей

4.1. Обязанности по опеке, попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Порядок, срок, условия и размер вознаграждения опекуна или попечителя по такому договору определяются в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".
4.2. Опекуны, попечители должны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, исполнять свои обязанности добросовестно.
4.3. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
4.4. Опекуны, попечители обязаны извещать уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу о перемене места жительства подопечных не позднее 3 дней со дня выбытия подопечных с прежнего места жительства.

5. Проведение обследований материально-бытовых
условий лиц, находящихся под опекой, попечительством

5.1. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу ведет учет граждан, в отношении которых установлена опека, попечительство, и осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных.
5.2. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу осуществляет мероприятия по контролю за исполнением опекунами, попечителями обязанностей по содержанию, обеспечению уходом и лечением подопечных, защите их прав и интересов, в том числе за хранением, использованием и управлением имуществом в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утверженными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".
Проверка исполнения опекунами, попечителями своих обязанностей осуществляется комиссионно с участием уполномоченных специалистов органа социальной защиты, представителей других ведомств (по согласованию) с оформлением акта проверки исполнения обязанностей опекунами, попечителями.

6. Освобождение или отстранение опекунов, попечителей
от исполнения ими своих обязанностей

6.1. Опекуны, попечители могут быть освобождены по их просьбе от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.п.).
При помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение опекуны, попечители освобождаются от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
6.2. Опекуны, попечители могут быть отстранены от исполнения им своих обязанностей в случаях:
а) ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей;
б) при использовании ими опеки, попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без надзора и необходимого ухода и помощи;
в) выявления фактов существенного нарушения опекуном или попечителем правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
В таких случаях уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу готовит заключение о нецелесообразности выполнения обязанностей опекуна, попечителя данным лицом. Уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу также инициирует принятие соответствующих мер при обнаружении в действиях опекуна (попечителя) оснований для привлечения его к административной, уголовной или иной ответственности.
Решение об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей утверждается постановлением Администрации города Волгодонска и приобщается к личному делу подопечного.
6.3. При освобождении опекуна, попечителя от своих обязанностей уполномоченный орган по опеке, попечительству и патронажу осуществляет подбор подопечному другого опекуна (попечителя); помещение недееспособного лица в психиатрическое учреждение, учреждение социального обслуживания (психоневрологический интернат).

7. Прекращение опеки, попечительства

7.1. Опека, попечительство прекращается:
а) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
б) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
в) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
г) в случае вынесения решения суда в отношении лица, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, о восстановлении в дееспособности.
7.2. Решение о прекращении опеки, попечительства в отношении восстановленных в дееспособности граждан утверждается постановлением Администрации города Волгодонска и приобщается к личному делу подопечного.


------------------------------------------------------------------